Деревня Турыгино

Деревня Турыгино в составе Гжельской дворцовой волости впервые упоминается в переписных листах 1646 года. Тогда она насчитывала 9 дворов. Если учесть, что в то время в селах было 4, 5, много 10 дворов, а обычная деревня больше напомина­ла хутор и имела 2, 3, а то и 1 двор, деревню Турыгино следует считать довольно крупным населенным образованием для своего времени. В 1760-е годы в деревне проживало 110 душ мужского и 98 душ женского пола. Примерно через 30 лет население деревни количественно было примерно таким же и насчитывало не более 115 душ мужского пола в 41 дворовом хозяйстве.

Первая керамическая фабрика в Турыгино была открыта в 1805 (по другим данным — в 1830 или в 1833 годах) крестьянином Захаром сыном Андрона Дунашова. Фабрика выпускала полуфаянс, а позднее, с 1830-х годов, — фар­фор. В начале 1840-х годов фабрика перешла во владение к родному брату Захара — Василию Андроновичу, за которым числилась до 1856 года. После смерти Василия Андроновича Дунашова фабрика перешла к детям Захара: Василию, Ивану и Абраму Захаровичам Дунашовым, которые еще раньше, до 1845 года, основали свою не­большую фабричку (2 горна, годовой оборотный капитал не более 800 рублей серебром). Возглавил объединенную фабрику Василий Захарович Дунашов. Вероятно, с конца 1850-х годов и до начала XX века фабрику возглавлял Мефодий Васильевич Дунашов, самый удачливый и известный фабрикант из династии Дунашовых. При нем к 1872 году оборотный капитал завода достиг 73000 рублей се­ребром. На фабрике, оснащенной паровой машиной в 8 лошадиных сил, 2 горнами, работали 80 мужчин, 10 женщин и 10 подростков, выпуская до 20000 дюжин фарфоровых изделий и 100000 штук аптекарских фаянсовых банок разных размеров в год. Через 4 года численность рабочих мест на заводе достигла 202. Мефодий Васи­льевич первым из Дунашовых выбился из крестьянского сословия, став богородским купцом III гильдии. В 1871 году в деревне на сред­ства волости, земства и на кошт М.В. Дунашова открылось земское начальное училище, в котором учились 16 мальчиков и 4 девочки из бедных семей. Позже М.В. Дунашов неподалеку от своего дома открыл бесплатную столовую для неимущих. За свои богоугодные дела Мефодий Васильевич был избран товарищем (заместителем) председателя в судебном присутствии, а также смотрителем учеб­ных заведений Бронницкого уезда. После смерти Мефодия Васи­льевича, наверное, после 1907 года (известен чернильный прибор с маркой «фабриканта М.В. Дунашова сыновья» и датой «1907 год»), на базе фабрики Дунашовых было создано Товарищество, возглав­ляемое Терентием Григорьевичем Дунашовым.

По некоторым сведениям, в Турыгино недолго с конца 1860-х и до начала 1870-х годов — существовал фарфорово-фаянсовый завод, принадлежащий Григорию Ивановичу Дунашову (может быть, сыну Ивана Захаровича Дунашова). Тогда не исключено, что Терентий Дунашов являлся сыном Г.И. Дунашова. В Атласе ману­фактурной промышленности Московской области, составленном Н.Матисеном, в 1872 году в Турыгино фигурирует основанный в 1871 году фаянсовый завод некоего Анисима Дунашова. Завод был небольшой, с оборотом не более 1200 рублей серебром. На 1 горне и 3 деревянных кругах 5 рабочих и 2 подростка выпускали посуду самого посредственного качества.

С начала 1840-х годов и до примерно 1850 года в деревне ра­ботал завод, основанный крестьянином Афанасием Федосеевичем Грузновым. Он вырабатывал фарфор среднего качества и белье для живописных заведений. Живописные мастерские не выявленных владельцев в деревне Турыгино, существовавшие во второй половине XIX века, обслуживали в основном фабрику Мефодия Васильевича и завод Григория Ивановича Дунашовых.

С 1860 года в течение примерно полутора десятков лет в деревне существовал мелкий фаянсовый заводишко крестьяни­на Гурия Леонтьева. На нем работало 2 рабочих и 2 подростка. Имелись горн, 2 круга. Оборот составлял не более 830 рублей серебром.

В 1860-х годах крестьянином Иваном Денисовым был образо­ван фарфорово-игрушечный завод. По наследству завод перешел к сыну Ивана — Василию. Закрылся завод, по-видимому, до 1876 года. Изделия и марки завода неизвестны.

Согласно подворной переписи 1869 —1871 годах, в деревне имелись питейный дом мещанина Александра Лобанова и 5 промышленных заведений: 2 фарфорово-фаянсовых — фабрика Мефодия Васильевича и завод Григория Ивановича Дунашовых, 1 фаянсовый завод Ивана Захарова и 2 гончарных завода Игната Харлампиева и Александра Иванова.

По данным 1899 года в деревне проживало 524 человека обо­его пола, из которых 183 человека были грамотными. Земельный фонд в это время составлял 319 десятин земли и делился он на 196 долей. Лично обрабатывали землю 36 семей, 2 хозяина имели наёмных работников. Промыслами занимались 76 семей (из 78), 3 хозяина промышленных заведений нанимали всего 214 человек. По количеству наёмных рабочих в Гжельской волости Турыгино занимало второе место после села Речицы.

К 1914 году в Турыгино остались только два завода: фарфо­рово-игрушечный Петра Тимофеевича Маркина и фарфорово­-фаянсовый завод Товарищества, возглавляемого Т.Г. Дунашовым. После 1917 года оба завода были национализированы. В 1925 году Гжельской художественной керамической школе в Ново-Харитонове переданы помещения бывшего Турыгинского завода Товари­щества, возглавляемого Т.Г. Дунашовым, которые использовались ею вплоть до 1936 года. На технической базе завода П.Т. Маркина в 1929 году была создана промысловая артель «Вперед Керамика».

По переписи 1926 года в деревне было 122 хозяйства, распо­лагался сельсовет. Многие жители занимались индивидуальным керамическим промыслом. Всего в 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской волости составляло 506 человек — это примерно 3% всех рабочих ресурсов Бронницкого уезда. Из них 449 человек работали на 4 государ­ственных заводах и 14 человек — на заводе местной промышлен­ности (2 завода в селе Речицы объединились в один).

До 1929 года деревня Турыгино относилась к Богородскому уезду Московской губернии.

Старая гжельВ конце 1920-х годов в Гжели, как грибы, стали возникать ко­оперативные артели — в Турыгино, в Ново-Харитоново, Жирово, Володино… В разное время в артели «Вперёд Керамика» работало до 300 человек. Большинство из них летом занимались сельскохо­зяйственным трудом, а зимой трудились на керамическом произ­водстве. Начинала артель с выпуска игрушек из местной красной глины, раскрашиваемых холодным способом эмалевыми красками. В 1930 году артель «Вперед Керамика» была преобразована в колхоз, объединивший производственные силы трёх деревень: Ту­рыгино, Жирово (выпуск глиняной игрушки) и Ново-Харитоново (выпуск аптекарской посуды и игрушки). В объединенном колхозе работало: 27 точильщиков, 4 литейщика, 4 горновщика, 8 глазуровщиков, 34 писарихи, всего на 2 горнах, 3 муфельных пе­чах, 25 точильных кругах, 2 барабанах и 1 глиномялке. Колхоз начал выпускать продукцию, пригодную для экспорта, выполняя работы по образцам художественно-промышленного отдела Цен­тральной научной опытно-показательной станции Севера. Первым большим заказом была скульптура Б.Н. Ланге «Богатырь», или, как ее иногда называют, «Русский богатырь». Позже на экспорт стали выпускать горшки-медовницы, фарфоровую скульптуру, электро­ламповые подставки и детскую посуду.

В 1930-х годах в Гжели пошла вторая волна образований коо­перативных артелей — «Путь Ленина» в Шевлягино, «Электрофар­фор» в Ново-Харитоново, «Артель им. С.М. Кирова». В Турыгино образовалась артель «Объединённый Фарфорист».

В 1936 году в Турыгино организовывается кооперативная артель «Художественная Керамика», поглотившая при образо­вании двухэтажный производственный корпус с 7-метровым горном Гжельского (Ново-Харитоновского) силикатно-керами­ческого техникума. В 1938 —1939 годах для артели достраивают производственное здание с установкой в нем двухэтажного 20-метрового горна. Тогда же оборудовали новые участки — мас­созаготовительный, литейный, сушильный, живописный. С 1937 года образцы для артели «Художественная Керамика» стали раз­рабатывать художники НИИХП. В это время артель продолжила выпуск скульптуры Ланге «Богатырь», освоила выпуск мелкой пластики художников Нолина — «Пингвин», «Птичка», «Лиса с гусем», и Стулова — «Девочка с курами», «Обезьяна с очками», «Парашютистка». В 1939—1940 годах артель освоила выпуск до­вольно крупных по размеру скульптур И.К.Стулова «Таджичка с хлопком», «Узбечка с виноградом», «Киргизка с ягнятами». К 1940 году в артели «Художественная Керамика» работало около 130 человек. Артель выпускала декоративный фарфор низкого ху­дожественного качества. В основном ассортименте артели были: скульптура «Перс с мечом» по образцу Гжельской керамической профтехшколы, столовый прибор — солонка, перечница, уксус­ница, в виде… мухоморов и гномов, книжные упоры в виде фигур «Узбека с бубном» и «Узбечки с домброй». С августа 1941 по март 1942 года артель «Художественная Керамика» не ра­ботала. В 1942 году артель начала свою с работу с выпуска простой цилиндрической кружечки без всяких украшений.

С 1943 года активное участие в работе артели «Художествен­ная Керамика» начинает принимать НИИХП Роспромсовета. С 1944 по 1950 год художники НИИХП и мастера промысла про­вели под руководством А.Б.Салтыкова и Н.И.Бессарабовой боль­шую экспериментально-творческую работу с выпуском единичных образцов изделий. С 1946 года гжельский художественный фарфор стал демонстрироваться на выставках декоративно-прикладного искусства. Чтобы представить себе ассортимент изделий артели «Художественная Керамика» в те годы, приведем данные по 1947 году. К этому времени артель всё ещё не могла наладить выпуск фарфоровых изделий с подглазурной росписью кобальтом. Спосо­бом формовки на ножных гончарных кругах выполняли простую цилиндрическую кружку, стопки, блюдца. В этом году артели уда­лось выпустить: кружку цилиндрическую простую, блюдце и стоп­ку (относительно массовыми тиражами), судок столовый (3000 шт.), скульптуры «Пингвин» (3000 шт.), «Киргизка с ягнятами», «Девочка с курами», «Десантник», «Зоя Космодемьянская», «Ото­мстим!» и «Заяц с лягушками», детский чайный сервиз (по 200 шт.). В 1946—1948 годах художники НИИХП попробовали выполнить здесь несколько экспериментальных работ в майолике, но, из-за полной утраты мастерами артели навыков росписи по сырой эмали, потерпели неудачу. В 1954 году Турыгинский завод художествен­ной керамики кооперативной артели «Художественная Керамика» начал выпускать тиражами в десятки штук работы Н.И.Бессарабовой: набор для воды «Гжельская роза» (1945) в составе кувшина и кружки (бокала), чайник дисковидный на 4 ножках «Черепашку» (1945), вазы нескольких моделей с вариантной росписью.

В 1955 году к артели «Художественная Керамика» была при­соединена бывшая артель им. С.М. Кирова. В следующем году артель анекдотическим образом слили с извозной артелью — своеобразная «концентрация производства» на начальных стадиях построения коммунизма в стране. От этой дурной затеи довольно быстро отказались, и артели расстались.

В начале 1960-х годов в артели удалось запустить новые печи на жидком топливе, позволившие резко повысить производительность труда. Но руководству  хватило ума сохранить при этом старую печь, работающую на дровах. Её стали использовать для особо важных заказов. Хорошо изученная старая печь позволяла получать сочные оттенки кобальта, которые невозможно было получить в новых печах.

Деревня Турыгино

Артель «Художе­ственная Керамика», а с апреля 1972 года головной цех-производство ПО «Гжель» представлял из себя в то время старинное двухэтажное деревянное здание с прилепленными к нему многочисленными, в основном кирпичными, пристройками. На первом этаже рас­полагался участок приготовления фарфоровой массы мощностью до 1,5 тысяч тонн шликера в год. На участок формовки (второй этаж) фарфоровая масса подавалась в ведрах. В формы её разли­вали черпаками. Обжиг проводился в печи объемом 20 кубических метров, имеющей довольно хитроумное устройство для вывода отходящих газов. Обжиг вели на глазок. Рабочие помещения были крайне тесными, со скудным освещением и постоянным запахом гари. Духота вперемежку со сквозняками обеспечивали высокую заболеваемость работающих. В 1976 году ПО «Гжель» приступило к реконструкции фарфорового производства.  Литейно-оправочное отделение оборудо­вано типовыми литейными столами с механизированной подачей шликера и сбора отходов по трубопроводам из ударопрочного стекла, обеспечивающих чистоту массы от попадания посторонних примесей. Участок обжига оснащен 6 двухкамерными газовыми печами челночного типа (дуплекс-печами). В соседних помещениях располагается живописный участок, мастерские художников (по 1—2 человеку в комнате), участки глазурования, разбраковки.