Афанасий Львович Киселев

Отечественный фаянс на протяжении всей своей ис­тории был тесно связан с западноевропейским, прежде все­го английским. Последний в какой-то мере стимулировал возникновение промысла в Гжели и дальнейшее его усо­вершенствование. Первоначально в массу гжельского фа­янса добавляли бой английских фаянсовых изделий, образ­цами для печатных рисунков служили изображения на анг­лийских тарелках, использовались отдельные формы анг­лийской посуды. Попытки создать материал, подобный английскому фаянсу, можно отнести к последним десятилетиям этого столетия.

К середине второго десятилетия XIX века относятся настойчивые эксперимен­ты по составлению фаянсовой массы, начавшиеся еще в конце минувшего столетия. Невозможно устано­вить точную дату появления на какой-то определенной фабрике в Гжели собственно тонкого фаянса. Архивные ма­териалы свидетельствуют о том, что к 1820 году тонкий фа­янс выпускали крестьянские заведения Петра Фомина, Про­кофия Федорова, братьев Тереховых, Федора Андреева. Сохранившиеся изделия позволяют прибавить к этому ряду имен и братьев Новых.

Для изготовления тонкого фаянса все названные вла­дельцы использовали не только местные материалы, но и привозную глуховскую (фарфоровую) глину. При этом по своим качествам и внешнему виду гжельский фаянс был еще далек не только от английского, но даже от отечест­венного — киевского и ауэрбаховского; дальнейшие его успе­хи связаны, в первую очередь, с именем талантливого ке­рамиста Афанасия Львовича Киселева.

kiselevУже в XIX столетии исследователи обратили внима­ние на незаурядную фигуру мастера-самоучки, связывая с его именем применение в Гжели немецких точильных кругов, устройство круглых горнов, улучшение красок и состава масс. Обнаруженные архивные материалы помогают оце­нить, сколь велика роль Киселева в усовершенствовании тонкого фаянса и создании разных его типов, сколько было затрачено лет, сколько проделано экспериментов. Киселев настойчиво искал и улучшал рецептуру тонкого фаянса поч­ти 10 лет. Работая мастером на фабрике братьев Терехо­вых, он в 1822 году начал составлять массу не только из местной глины, но и из глуховской, добавляя к ней полевого гжельского голыша или песка и известкового гжельского камня. По внешнему виду посуда из этой массы не уступа­ла изделиям ведущих русских фабрик, но она не могла сравниться с ними в твердости. Киселев продолжал опыты еще несколько лет. В 1826 году он дал новую рецептуру: глуховская сырая и пережженная глина и гжельская опока. Масса стала прочной и белой, но вследствие сильной усад­ки во время обжига поверхность многих изделий, особенно больших, становилась неровной. Одновременно мастер пы­тался создавать цветные фаянсовые массы, добавляя цветные глины, кобальт и другие компоненты.

Только в 1829 году ему, наконец, удалось получить белый тонкий и одновременно твердый фаянс, в состав ко­торого он включил глуховскую сырую и пережженную глину, шпат (жировик) и голыш (песок). “…Из содержателей фаян­совых фабрик в России, — писал Киселев, — никто не доводил сей фаянсовой массы до такой твердости…”

Правительство обратило внимание на завод Терехо­вых и вскоре он стал “подведомственным” департаменту уделов. От департамента Киселев получал сведения о дос­тижениях фаянсового производства в других странах, а так­же английские образцы “для воспроизведения по качеству массы и формы”. В документах завод именовали “гжельским”. Другие фабрики Гжели в 1820-х годах также искали свою рецептуру тонкого твердого фаянса, но резуль­татов Киселева не достиг никто. Масса их фаянса была нечистая, с желтоватым оттенком, пузырчатой глазурью, тя­желая. Сам Киселев в записке, направленной в департа­мент уделов в 1831 году писал о себе без ложной скромно­сти: “Означенный мастер Афанасий Киселев имеет с мало­летства старание к сему производству и усердствуя по мере сил довести до лучшей выделки изделия, трудами и бес­прерывными опытами… без всяких книжных пособий, более 10 лет придумывал к сему средства, увенчанные ныне успе­хом и одобрением публики. Приготовленный им фаянс по­купают тотчас с хорошей для фабрикантов выгодою, и тре­бования на оный так велики, что не успевают приготовлять довольно изделий’.