Гжель в 1840-70 годах

За 1840-70 годы сохранились подробные данные о фарфоро-фаянсовых заведениях Гжели: о числе рабочих, о сумме годовой продукции, об оборудовании. Анализ их приводит к выводам о том, что заведения эти были средне­го размера, годовая стоимость изготовляемой продукции колебалась от 5 до 50 тыс. руб. серебром. Количество заведений по изготовлению фаянса в Гжели достигло максимального числа. Сказывалось дли­тельное действие оградительного тарифа. Поэтому удель­ный вес гжельской фаянсовой посуды в общем фаянсовом производстве России был значительным. Так, мануфактура Тереховых и Киселева в 1830-е годы производила продук­ции на сумму 50 тыс. руб. серебром, в 1840-е годы — на 30 тыс. руб, в то время как завод Гарднера, один из крупней­ших в России, в 1843 году выпускал продукции на 89 тыс. руб. (фаянса и фарфора вместе), а завод Ауэрбаха — на 40 тыс. руб. Аналогичной была картина и в 1850-х годах: по сведениям 1853 года Киево-Мёжигорская мануфактура про­изводила фаянсовой продукции на 30 тыс. руб., завод Ауэр­баха — на 50 тыс. руб., предприятие Гарднера — на 21 тыс. руб., а Бронницкий уезд (Гжель и село Речицы) — более чем на 200 тыс. руб. (фарфор и фаянс вместе). Таким обра­зом, гжельская фаянсовая посуда составляла значительную долю всей производимой в стране. Недаром Г.П. Федченко называл Гжель “нашим русским Стаффордширом”.

Фабрика размещалась на собственной земле крестья­нина, в специально построенном деревянном доме — в пер­вые десятилетия он обычно занимал площадь 6-8м х 12­-20м. Сначала в производстве были заняты только семья хозяина и один-два нанятых рабочих. К 1820 году рабочих стало 10, а на больших фабриках — до 20. При изготовлении полуфаянсовых изделий рабочие распределялись, как пра­вило, следующим образом: “при молонии камня, олова, гли­ны, свинца — 3, при обжиге — 2, живописцев — 2, сырцом по­суда — З». На фаянсовых заведениях рабочих было гораздо больше, особенно к середине века. Специализация стала очень дробной, все работы выполнялись вручную. Основ­ные орудия труда на гжельских мануфактурах — мешалки, дробилки, точильные круги, жернова, механизация полно­стью отсутствовала.

С середины XIX века гжельское фаянсовое производ­ство начинает испытывать затруднения. В связи с развити­ем капитализма усиливается конкуренция. Далеко не все крестьянские заведения сумели перестроиться, чтобы вы­держать ее: ввести механизацию, установить паровые кот­лы и т.д. Однако, некоторые владельцы мануфактур пыта­лись это сделать. Среди них был крестьянин М. Рачкин, ко­торый обратился в департамент Уделов с просьбой разре­шить ему “устроить машину для размола глины”. Осталь­ные гжельские заведения использовали конный привод.

Упадок гжельских фарфоро-фаянсовых заведений стал намечаться в конце 50-х годов и особенно усилился после реформы 1861 года. Мануфактурный строй промыш­ленности сменялся фабрично-заводским. Для многих гжельских заведений это означало свертывание производ­ства. Последовала полоса закрытия мануфактур: в 1851 го­ду произошел раздел между П. Тереховым и А. Киселевым, после чего оба заведения просуществовали недолго; в 1860 году закрылась мануфактура братьев Пономаревых, в 1861 — Л. Мордашева, в 1863 — братьев Авечкиных, в конце 1860-хгодов — братьев Рачкиных и др. Тогда же А. Нентцель зада­вал вопрос: “Где же те богачи Гжели?. Имена Киселева, Фомина, Гулина, Евстегнеева, Фартального, Мусакова ис­чезли, и напоминают их только полусгнившие заводские по­стройки да людская молва”.

Исчезновение многих фарфоро-фаянсовых мануфак­тур Гжели объяснялось вытеснением их крупными, пере­строившимися на капиталистический лад предприятиями, такими, как заводы Гарднера, М.С. Кузнецова, обладавши­ми огромными средствами, вводившими механизацию, строившими подъездные железные дороги. Но не в мень­шей степени повлиял на разорение гжельских мануфактур ввоз иностранного фаянса, который усилился в связи с вве­дением новых тарифов с 1844 по 1866 годы, означавших переход от “строго-охранительной таможенной политики к умеренно-покровительственной”. В.И. Селезнев на основе многочисленных данных делает выводы о том, что стои­мость ввозимых фаянсовых изделий в течение 50-70-х го­дов доходила до половины стоимости внутреннего произ­водства. Такое соотношение не могло благоприятно дей­ствовать на местную промышленность. Далеко не весь гжельский фаянс способен был соперничать с заграничным, ибо по причине высокой пошлины ввозились только хоро­шие сорта фаянса. Кроме того, во второй половине столе­тия увеличилась себестоимость гжельского фаянса в связи с повышением цен на дрова (были выжжены леса окрест­ных мест) и поднялась цена на глуховскую глину. Чтобы поддержать производство, владельцы фабрик пытались удешевить его и вводили в состав фаянсовой массы избы­ток опоки (извести) и частично гжельской глины. Изготов­ленный таким образом фаянс получался недостаточно доб­рокачественным и не мог соперничать с привозным.

Лишь некоторые заводчики смогли встать в ногу со временем. Типичным в этом отношении является завод Я.Г. Храпунова-Нового, который он получил как приданое жены А.Г. Новой.

Сохранилось во второй половине XIX века еще не­сколько гжельских заведений, основанных в начале века, правда, не достигших уровня фабрики Храпунова. Это — предприятия Барминых с очень значительным оборотом, и менее солидное — фабрика Жадиных. Однако продолжала существовать и мелкая мануфактурная форма. Даже во вновь основанных в 60-70-х годах заведениях технологиче­ские процессы оставались на уровне мелкотоварного про­изводства. Лишь некоторые из них производили художест­венные изделия.

Из-за усилившейся конкуренции сократилось общее число фарфоро-фаянсовых предприятий России, одни ра­зорились, другие были поглощены более сильными. Пере­стал работать завод Поскочина, продан М.С. Кузнецову фа­янсовый завод Ауэрбаха, прекратила существование Киево-Межигорская мануфактура. По данным 1872 года, в России числилось всего 19 заводов, производивших фаянс.

Выпускаемый мелкими гжельскими заведениями фа­янс значительно ухудшился, потерял в художественном от­ношении черты истинно гжельские, его нельзя было отли­чить от фаянса других районов. Тем не менее следует от­метить, что с разорением ряда “крестьянских” мануфактур Гжель не перестала быть центром фарфоро-фаянсового производства России. Ее и в 60-х годах Г. Федченко оцени­вал как “весьма интересный промышленный округ, сосредо­точивший в себе главную массу русских посудных заводов. По характеру местности и развитию посудного дела слово Гжель приобрело ныне обширное значение и пользуется известностью, как в промышленности, так и в торговле”.

Гжельский фаянс оказал влияние на фаянс других мест России. С.Т. Кузнецов и М. Рачкин в Риге, Бармины во Владимирской губернии основали в 1840-х годах фаянсо­вые заводы, вывезли туда гжельских крестьян. Выходцы из Гжели в конце 50-х — начале 60-х годов создали неболь­шие заводы в Пермской, Вятской, Оренбургской губерниях, покинув родные края из-за дороговизны топлива. Уходили гжельцы из родных мест и на фарфоровые заводы. Так, ди­ректор Киево-Межигорской фабрики сообщал в 1849 году управляющему Стекольным, Фарфоровым, Зеркальным и Киево-Межигорским заводами о том, что на фабрике Мик­лашевского (Украина) “работают свои рабочие, за исключе­нием главных художников, в числе которых находятся и русские самоучки-гжельцы, крестьяне Московской губер­нии”. Таким образом, гжельский фаянс перестал быть мест­ным явлением. На протяжении XIX века изделия из него прочно внедрились в народный быт большинства районов страны.

1858scan-25scan-14scan-2112