За 1840-70 годы сохранились подробные данные о фарфоро-фаянсовых заведениях Гжели: о числе рабочих, о сумме годовой продукции, об оборудовании. Анализ их приводит к выводам о том, что заведения эти были среднего размера, годовая стоимость изготовляемой продукции колебалась от 5 до 50 тыс. руб. серебром. Количество заведений по изготовлению фаянса в Гжели достигло максимального числа. Сказывалось длительное действие оградительного тарифа. Поэтому удельный вес гжельской фаянсовой посуды в общем фаянсовом производстве России был значительным. Так, мануфактура Тереховых и Киселева в 1830-е годы производила продукции на сумму 50 тыс. руб. серебром, в 1840-е годы — на 30 тыс. руб, в то время как завод Гарднера, один из крупнейших в России, в 1843 году выпускал продукции на 89 тыс. руб. (фаянса и фарфора вместе), а завод Ауэрбаха — на 40 тыс. руб. Аналогичной была картина и в 1850-х годах: по сведениям 1853 года Киево-Мёжигорская мануфактура производила фаянсовой продукции на 30 тыс. руб., завод Ауэрбаха — на 50 тыс. руб., предприятие Гарднера — на 21 тыс. руб., а Бронницкий уезд (Гжель и село Речицы) — более чем на 200 тыс. руб. (фарфор и фаянс вместе). Таким образом, гжельская фаянсовая посуда составляла значительную долю всей производимой в стране. Недаром Г.П. Федченко называл Гжель “нашим русским Стаффордширом”.
Фабрика размещалась на собственной земле крестьянина, в специально построенном деревянном доме — в первые десятилетия он обычно занимал площадь 6-8м х 12-20м. Сначала в производстве были заняты только семья хозяина и один-два нанятых рабочих. К 1820 году рабочих стало 10, а на больших фабриках — до 20. При изготовлении полуфаянсовых изделий рабочие распределялись, как правило, следующим образом: “при молонии камня, олова, глины, свинца — 3, при обжиге — 2, живописцев — 2, сырцом посуда — З». На фаянсовых заведениях рабочих было гораздо больше, особенно к середине века. Специализация стала очень дробной, все работы выполнялись вручную. Основные орудия труда на гжельских мануфактурах — мешалки, дробилки, точильные круги, жернова, механизация полностью отсутствовала.
С середины XIX века гжельское фаянсовое производство начинает испытывать затруднения. В связи с развитием капитализма усиливается конкуренция. Далеко не все крестьянские заведения сумели перестроиться, чтобы выдержать ее: ввести механизацию, установить паровые котлы и т.д. Однако, некоторые владельцы мануфактур пытались это сделать. Среди них был крестьянин М. Рачкин, который обратился в департамент Уделов с просьбой разрешить ему “устроить машину для размола глины”. Остальные гжельские заведения использовали конный привод.
Упадок гжельских фарфоро-фаянсовых заведений стал намечаться в конце 50-х годов и особенно усилился после реформы 1861 года. Мануфактурный строй промышленности сменялся фабрично-заводским. Для многих гжельских заведений это означало свертывание производства. Последовала полоса закрытия мануфактур: в 1851 году произошел раздел между П. Тереховым и А. Киселевым, после чего оба заведения просуществовали недолго; в 1860 году закрылась мануфактура братьев Пономаревых, в 1861 — Л. Мордашева, в 1863 — братьев Авечкиных, в конце 1860-хгодов — братьев Рачкиных и др. Тогда же А. Нентцель задавал вопрос: “Где же те богачи Гжели?. Имена Киселева, Фомина, Гулина, Евстегнеева, Фартального, Мусакова исчезли, и напоминают их только полусгнившие заводские постройки да людская молва”.
Исчезновение многих фарфоро-фаянсовых мануфактур Гжели объяснялось вытеснением их крупными, перестроившимися на капиталистический лад предприятиями, такими, как заводы Гарднера, М.С. Кузнецова, обладавшими огромными средствами, вводившими механизацию, строившими подъездные железные дороги. Но не в меньшей степени повлиял на разорение гжельских мануфактур ввоз иностранного фаянса, который усилился в связи с введением новых тарифов с 1844 по 1866 годы, означавших переход от “строго-охранительной таможенной политики к умеренно-покровительственной”. В.И. Селезнев на основе многочисленных данных делает выводы о том, что стоимость ввозимых фаянсовых изделий в течение 50-70-х годов доходила до половины стоимости внутреннего производства. Такое соотношение не могло благоприятно действовать на местную промышленность. Далеко не весь гжельский фаянс способен был соперничать с заграничным, ибо по причине высокой пошлины ввозились только хорошие сорта фаянса. Кроме того, во второй половине столетия увеличилась себестоимость гжельского фаянса в связи с повышением цен на дрова (были выжжены леса окрестных мест) и поднялась цена на глуховскую глину. Чтобы поддержать производство, владельцы фабрик пытались удешевить его и вводили в состав фаянсовой массы избыток опоки (извести) и частично гжельской глины. Изготовленный таким образом фаянс получался недостаточно доброкачественным и не мог соперничать с привозным.
Лишь некоторые заводчики смогли встать в ногу со временем. Типичным в этом отношении является завод Я.Г. Храпунова-Нового, который он получил как приданое жены А.Г. Новой.
Сохранилось во второй половине XIX века еще несколько гжельских заведений, основанных в начале века, правда, не достигших уровня фабрики Храпунова. Это — предприятия Барминых с очень значительным оборотом, и менее солидное — фабрика Жадиных. Однако продолжала существовать и мелкая мануфактурная форма. Даже во вновь основанных в 60-70-х годах заведениях технологические процессы оставались на уровне мелкотоварного производства. Лишь некоторые из них производили художественные изделия.
Из-за усилившейся конкуренции сократилось общее число фарфоро-фаянсовых предприятий России, одни разорились, другие были поглощены более сильными. Перестал работать завод Поскочина, продан М.С. Кузнецову фаянсовый завод Ауэрбаха, прекратила существование Киево-Межигорская мануфактура. По данным 1872 года, в России числилось всего 19 заводов, производивших фаянс.
Выпускаемый мелкими гжельскими заведениями фаянс значительно ухудшился, потерял в художественном отношении черты истинно гжельские, его нельзя было отличить от фаянса других районов. Тем не менее следует отметить, что с разорением ряда “крестьянских” мануфактур Гжель не перестала быть центром фарфоро-фаянсового производства России. Ее и в 60-х годах Г. Федченко оценивал как “весьма интересный промышленный округ, сосредоточивший в себе главную массу русских посудных заводов. По характеру местности и развитию посудного дела слово Гжель приобрело ныне обширное значение и пользуется известностью, как в промышленности, так и в торговле”.
Гжельский фаянс оказал влияние на фаянс других мест России. С.Т. Кузнецов и М. Рачкин в Риге, Бармины во Владимирской губернии основали в 1840-х годах фаянсовые заводы, вывезли туда гжельских крестьян. Выходцы из Гжели в конце 50-х — начале 60-х годов создали небольшие заводы в Пермской, Вятской, Оренбургской губерниях, покинув родные края из-за дороговизны топлива. Уходили гжельцы из родных мест и на фарфоровые заводы. Так, директор Киево-Межигорской фабрики сообщал в 1849 году управляющему Стекольным, Фарфоровым, Зеркальным и Киево-Межигорским заводами о том, что на фабрике Миклашевского (Украина) “работают свои рабочие, за исключением главных художников, в числе которых находятся и русские самоучки-гжельцы, крестьяне Московской губернии”. Таким образом, гжельский фаянс перестал быть местным явлением. На протяжении XIX века изделия из него прочно внедрились в народный быт большинства районов страны.
|
     |