Гжель 1918-1960 годы
В 1918 г. были национализированы все сохранившиеся в Гжели к началу века предприятия по керамике: Куринова и Фартального в с. Речицы, Акулиных — Ново-Харитонове, Храпунова-Нового — в Кузяеве, Барминых — во Фрязеве, Качинкина — в Фенине. Трудно возрождалась керамическая промышленность. К 1925 г. в Гжели работали 6 государственных заводов и более 30 частных мелких фарфоро-гончарных мастерских. В период нэпа бывшие гжельские заводчики стали арендовать принадлежавшие им ранее заведения и использовать наемный труд. Люди шли на все, так как работы не хватало, надо было кормить семьи. В большинстве своем мелкие предприниматели выпускали антихудожественную продукцию из слабо обожженной глины, с холодной росписью: глиняные игрушки, копилки, кошечек с бантиками, зайцев с морковками и прочее. В конце 1920 — начале 1930-х годов начали возникать артели промысловой кооперации по выпуску художественной керамики, среди которых постепенно выделились «Вперед, керамика!», «Объединенный фарфорист», имени С. М. Кирова. В 1937 году произошло слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель под названием «Художественная керамика», выпускавшую фарфор. Объединенная артель «Художественная керамика» имела ряд преимуществ: квалифицированные кадры потомственных мастеров, четкую организационную структуру, опытных руководителей. Деятельность артели постепенно расширялась, росли объемы производства, ассортимент, повышались квалификация и мастерство. Но художественная сторона изделий долгое время оставалась на низком уровне. В наследство от старого режима достались мещанские вычурные поделки, натуралистически выполненные, эклектичные и антихудожественные. Частицы былого мастерства, живого творческого процесса сохранились лишь в самой дешевой, расхожей продукции — в так называемой «агашке»: скромной цветочной росписи, наносимой быстрыми мазками кисти на изделия. До войны артель выпускала вазочки, бокалы, кружки, скульптуру, во многом подражая старым обывательским представлениям, мещанскому пониманию красоты и пользы предметов. Изделия оформлялись нисходящим крытьем голубых, зеленых, розовых тонов с раскраской слащавыми «открыточными» розочками, ягодками, листочками. В скульптуре преобладали натуралистически выполненные птицы, звери, кукольные головки, расписываемые «под натуру». К сожалению, не способствовала улучшению художественной направленности и декоративная скульптура, выпускаемая артелью по моделям художников. Послевоенный период 1945-1960-х годов, явившийся качественно новым этапом в развитии гжельского ремесла, связан с деятельностью Научно-исследовательского института художественной промышленности, которому принадлежит заслуга в возрождении традиционного промысла, в выработке художественностилевой направленности продукции. На основе изучения и анализа большого исторического и фактического материала, связанного с развитием гжельского керамического района на протяжении XVII-XIX веков, проведенных А. Б. Салтыковым, известным ученым в области декоративно-прикладного искусства и художественной керамики, лаборатория керамики института (художники А. Николаев, Л.Шушканова, Н. Бессарабова) работала над расширением и улучшением ассортимента изделий артели «Художественная керамика». Особенно много и плодотворно этим занималась художница Н. И. Бессарабова под руководством А. Б. Салтыкова. Глубоко изучив материалы по Гжели, Н. Бессарабова сделала огромное количество зарисовок, эскизов с лучших образцов гжельской керамики из собрания Государственного Исторического музея — наиболее значительного среди музейных коллекций страны. Эксперименты института восприняли на промысле с энтузиазмом. С 1945 по 1955 год Н. Бессарабова разработала немало образцов изделий для гжельской артели. Основой послужила подглазурная кистевая кобальтовая роспись на полуфаянсе. Синяя скоропись полуфаянса привлекала своей декоративностью, разнообразием орнаментальных мотивов и приемов росписи, относительной несложностью способов нанесения кистевого мазка, выполняемого одним цветом. Последнее обстоятельство сыграло немаловажную роль в выборе одноцветной кобальтовой росписи из-за ограниченных возможностей производства в трудные послевоенные годы. Работу по восстановлению промысла предполагалось в дальнейшем продолжить, используя богатейшие традиции гжельской майолики и фарфора. В числе первых произведений Н. Бессарабовой для Гжели был набор «Гжельский», состоящий из кувшина и кружки. В форме кувшина, несколько тяжеловатой, приземистой, емкой, легко угадывается прототип — гжельские майоликовые и полуфаянсовые сосуды XVIII-XIX веков. Однако присущий этому набору лаконизм, четкий силуэт, а главное, решение декора, свидетельствуют о работе современного мастера. Одно из ранних произведений, оно по праву считается лучшим в творчестве художницы. Кувшин и кружка из набора «Гжельский» с разными вариантами росписи выпускались в массовом производстве более двадцати лет. Чайник-кумган, вазы, молочники, сахарница, бокалы — широко известные работы мастера. В этих скромных бытовых предметах подкупает простота, ясность замысла, целесообразность применения. Все они были «производственны» и с разными вариантами росписи подолгу тиражировались заводом. Смелый экспериментатор, Н. Бессарабова не ограничивалась кругом предметных форм и растительной орнаментики. Она ставила и решала серьезные тематические задачи. В произведениях 1947 года, созданных к тридцатилетию Великого Октября и 800-летию Москвы, она умело вкомпоновывает в растительные узоры виды Кремля, праздничные фейерверки, юбилейные даты и др. Заслуживают внимания также попытки художницы создать декоративную скульптуру, нуждавшуюся тогда в обновлении. Обратившись к анималистической теме, она выполнила фигурки «Козленок с гусем», «Синица», «Утенок», «Лайка» и другие. В них подкупает правдивость образов, лаконизм в решении пластических объемов, мягкая неназойливая роспись, подчеркивающая выразительность скульптурных форм. Важнейшей стороной деятельности Н. Бессарабовой в Гжели была тесная связь ее с мастерами промысла. Она не только предлагала новые образцы форм и росписи, но, что особенно важно, была прекрасным педагогом, методистом, обучала мастериц приемам кистевого письма, законам построения композиции, объясняла роль цвета и масштабного соотношения, учила отличать подлинное искусство от ложной красивости. Художница развивала творческую инициативу мастериц, убеждала их в целесообразности работы без «припороха», учила свободно владеть кистью, уметь варьировать рисунок. Им нравились рисунки художницы, по сердцу были ее терпеливость и веселый нрав. Среди гжельских мастериц было много способных и старательных исполнительниц: Т. С. Еремина, Т. С. Дунашова, М. А.Толпегина, А.И.Межуева, Л. С. Чупрунова, Н. П. Манайкина, Л. Н. Климова, М. В. Шибаева, Л. Г. Голощекова, В. А.Сазонова и другие. Тогда же работала и старейшая мастерица Д. И. Капитана, трудившаяся на гжельских промыслах еще с дореволюционного времени. Она обладала большим вкусом, знанием и чувством материала. Вначале работницы пытались робко повторять росписи Н. Бессарабовой. Постепенно к ним приходила уверенность в своих силах, желание создать собственный рисунок. Уже в 1946 году лучшие мастерицы промысла Т.Дунашова, Т. Еремина, Л.Чупрунова выполнили несколько рисунков с растительными мотивами. Творческие успехи принес им 1947 год, когда они создали интересные декоративные тематические композиции на вазах, подарочных бокалах, чайниках. Совместная творческая работа художника с мастерами взаимно обогащала. Так, в росписях Т. Ереминой, Т. Дунашовой, А. Межуевой впервые появился светотеневой мазок, который значительно оживлял роспись. Научиться по-настоящему владеть им — большое искусство. Необходимо, набрав краску на одну сторону кисти, в один прием положить ее так, чтобы получился полутоновый мазок с градациями цвета от темных до самых светлых оттенков. Мастерицы называют этот прием «мазок с тенями“, или «набором». В дальнейшем разработкой его успешно занималась Т.Дунашова, ставшая одной из лучших исполнительниц. Знакомство с Н. Бессарабовой, вдумчивая работа в группе по возрождению гжельского промысла во многом определили дальнейшую творческую биографию мастерицы. Т.Дунашова выделялась среди своих коллег живым характером, энергией, упорством. Она лучше всех в цехе могла написать сложный узор на изделии, повторить любую картинку, даже портрет, добиваясь при этом предельного сходства с оригиналом. Но только с приходом Н. Бессарабовой мастерица серьезно и систематически занялась творческой работой декоративного направления. Воплощая в материале рисунки художницы, учась у нее профессиональному знанию законов прикладного и народного искусства, изучая гжельскую керамику по зарисовкам и в музейных собраниях, Т.Дунашова повышала свое мастерство. На протяжении многих лет она выполняла сложные экспериментальные работы, одновременно создавая образцы для росписи, и первая предложила писать золотом по сплошному темно-синему «крытью». Постепенно зрело мастерство молодой художницы, красочнее, содержательнее становились росписи, лучшие ее работы с успехом демонстрировались на выставках, приобретались музеями. В 1954 году в артель пришла молодая художница Л. П. Азарова. На нового специалиста возлагались большие надежды. Трудно «вживалась» она в производство. После ухода Н. Бессарабовой предприятие нуждалось в новых интересных формах посуды и скульптуры. Одними из первых работ Л. Азаровой для Гжели были скульптуры «Царевна-лягушка», «Иван-царевич», «Телятница», «Девочка с курами» и другие, в которых преобладали в основном иллюстративность и повествовательность. В то время мелкую пластику художница понимала как станковую скульптуру, лишь уменьшенного размера. Эти работы не удовлетворяли самого автора. В них недостаточно использовались пластические средства выразительности, недоставало поэтического содержания, образности, что в тот период было свойственно многим произведениям мелкой пластики. В конце 1950-х г. Азарова создала серию сосудов-скульптур: сосуд-баран, сосуд-козлик, сосуд-верблюд, графин-девушка, сахарница-девица и ряд других. Наиболее органичными оказались сосуды в виде женских фигур, идущие от русской глиняной игрушки. В этих работах, в целом мало удачных, ощущается насилие над материалом, чрезмерная утрировка, искажение образов в угоду предметной форме. В 1959 году Азарова создает работы «Олененок», «Петушок», в которых находит необходимую меру условности и обобщения, сохраняя при этом образную характеристику. Первые серьезные успехи автора наметились в посудных формах — кувшине «Гжельский», кружке-шутихе, кваснике-сувенире «Петух», кваснике «Гармонист», где она смело и свежо использует традиции народного искусства. Гжельские формы квасников, кумганов, кувшинов максимально приближены к современному пониманию пластики форм, а сочная немногословная роспись кобальтом по белой глади фарфора усиливала декоративность предметов. К концу 1950 — началу 1960-х годов можно было подвести некоторые итоги: за пятнадцать послевоенных лет артель значительно выросла. В 1959 году к ней присоединился цех в д. Бахтеево (бывшая артель имени Кирова), увеличилось число работающих мастеров. И хотя еще были значительные трудности с сырьем, топливом, красителями, выпускалось много продукции низкого технического и художественного качества, устаревшего ассортимента, было достигнуто главное — изменилась психология мастеров-исполнителей, у них пробудился интерес к творчеству, к наследию своих предков, гордость за свою профессию, свой труд, приносящий в дом радость. В этом огромная заслуга Н. Бессарабовой, неутомимого педагога и талантливого художника, «первооткрывателя» современной Гжели, основывавшегося в своих поисках на лучших достижениях культуры прошлого. В период возрождения промысла мастерицы достигли первых успехов в овладении кобальтовой росписью. Поняв специфику принципа росписи, они уже умели создавать самостоятельные композиции. Бессарабова учила их и одновременно училась сама — непосредственности, чувству ритма, быстрому освоению условных форм изображения растений. 1945-1960-е годы были началом поисков нового направления в развитии промысла, принесшим первые ощутимые успехи в возрождении гжельского искусства. Этот период можно назвать «бессарабовским». Авторы: Н.А. Якимчук, В.И. Почаева, А.Г. Свердлова |
|