Восстановление старой Гжели. Послевоенный подъем
В гжельском краю нет особенных красот, только широкое поле, голубое небо, полоса синего леса вдали да прозрачный воздух вокруг небольших деревень. Не эту ли трепетную синеву перенесла Гжель на белоснежную гладь фарфора да так и оставила?
Родина фарфора с синей росписью — деревня Турыгино. Здесь, в цехах производственного объединения «Гжель», работают и потомственные мастера-самоучки, и художники, получившие специальное образование. Среди многочисленных Центров традиционного народного гончарства Гжель занимает особое место не только как самый крупный современный промысел, но и единственный, где делают бытовые и декоративные изделия из гончарных глин, и фарфоровую скульптуру, и посуду с подглазурной росписью кобальтом.
Чайники, штофы, кувшины, кумганы, кружки, масленки, салатницы, сахарницы, медовницы. конфетницы, — разнообразие гжельских изделий потрясает. Поражает и многообразие форм одного и того же вида изделий. Например, тулово гжельских чайников делают в виде диска, «репки» или бочонка, в форме шара или прямоугольника. Художники Гжели работают над созданием как производственных образцов для массового изготовления сравнительно недорогих изделий, так и уникальных произведений, предназначенных для музеев и выставок.
Возрождение художественных традиций после непростой для России первой половины века началось в 1944—1945 годах. В работу включились искусствоведы, художники, технологи Научно-исследовательского института художественной промышленности. «Возрождение гжельского керамического мастерства началось с освоения приемов и мотивов роспись полуфаянса XIX века, наиболее близкого фарфоровой технике, распространенной сейчас в Гжели», — писал Александр Борисович Салтыков, автор крупнейшего исторического исследования развития гжельского промысла. Он не только глубоко и всесторонне изучил его традиционное наследие, но и разработал методику освоения гжельской росписи, создал «алфавит» мазков и тем самым сделал традиционную роспись доступной для освоения. Весь опыт мастеров прошлого был поставлен им на службу новому искусству.
На помощь мастерам и художникам пришло крупнейшее собрание изделий Гжели в Государственном Историческом музее, ранее известное небольшому кругу специалистов. А. Б. Салтыков привлек к работе на промысле художницу Н. И. Бессарабову.
Наталия Ивановна Бессарабова пришла в искусство керамики, имея в прошлом опыт театрального декоратора и скульптора. Оформляя спектакли или постановки народных танцев, художница обращалась к изучению народного творчества. Все это помогло в работе на промысле, ставшей, по словам художницы, главным делом ее жизни.
Работа в запасниках Исторического музея — многочисленные зарисовки гжельских изделий, изучение росписи и отдельных ее фрагментов, а также руководство такого специалиста, как А. Б. Салтыков, позволили Н. И. Бессарабовой не только самой постичь художественные особенности гжельского искусства, но и помочь мастерам-живописцам овладеть секретом традиционных приемов росписи. Гжельские мастера впервые пришли в музей. Наталия Ивановна пробудила в них интерес к самостоятельной творческой работе. «Мы с Наталией Ивановной несколько раз смотрели старые гжельские вещи. Кое-что перенимали, потом перерабатывали на свою роспись», — вспоминает Т. С. Еремина. Осваивая забытые приемы росписи, мастера учились по-новому работать кистью.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Изделия, которые художница создала для промысла, положили начало современному гжельскому фарфору, его особому стилю. Это округлые вместительные кувшины, кружки с тонкими перехватами у основания и венчика, вазы с высоким горлом и вазы в форме горшочка, чайник, тулово которого — толстый диск, поставленный ребром на четыре ножки. В силуэтной росписи, ясно читающейся на белом фоне, часто встречается традиционный мотив — «гжельская роза». Сначала мастерицы могли лишь повторить роспись, предложенную художницей. Но вскоре они стали создавать свои композиции на формах Бессарабовой.
![]() |
![]() |
![]() |
Цвет кобальта от интенсивного до нежно-голубого словно возникает из глубин сверкающей белизны.
В изображении пейзажа с мостиком и силуэтом идущего по нему человека непосредственность восприятия и своеобразная трактовка конкретного явления сближает роспись с детским рисунком.
![]() |
![]() |
Творческие искания увлекли молодых мастеров. В их росписи тонкая линия сочеталась с живописным пятном, плотный мазок — с «мазком с тенями». Реальные впечатления становились частью декоративного узора, старинные мотивы получали современное звучание. Так, Т. С. Еремина трактовала по-новому традиционное изображение петуха. Ее петух застыл на месте. Изогнув хвост, выпятив вперед грудь и подняв голову, петух смотрит на цветок. Весь он словно соткан из пышных синих трав и, помещенный среди цветов, становится частью фризовой росписи, опоясывающей округлое тулово вазы.
Гжельские мастерицы выполняют свои росписи на вазах, форму которых создала Н. И. Бессарабова. В росписи каждой — свой мотив, своя декоративная композиция, а также следование традициям и стремление обрести свой почерк в новом искусстве. В создании гжельских мастеров это новое искусство, так не похожее на старое, вместе с тем стало его продолжением. Поэтому период формирования нового искусства они назвали «восстановлением старой Гжели». С 50-х годов на промысле постоянно работают художники-профессионалы.