Федоровская Татьяна Дмитриевна
Гаранин Юрий Николаевич ← | Художники |
Т.Д. Федоровская родилась в Оренбуржье, но всей душой полюбила уже давно ставшее своим неброское подмосковное приволье, с его грибными и ягодными угодьями, рыбалкой в тихие зоревые часы, с сенокосными и огородными хлопотами. Федоровская в ладах с героями своих композиций, потому что принимает и воссоздает их такими, каковы они на самом деле, со всеми их странностями, склонностями и страстями.
И вот загадка — откуда бы ему, оптимизму, взяться? Не от скудного же деревенского быта пятидесятых годов, да еще в семье, где едва-едва удавалось свести концы с концами, чтобы накормить шестерых детей?
Но вот, живет человек на радость себе и людям. Наверное, во многом это от отца с матерью — вся жизнь их до глубокой старости прошла в труде. Дом, понятно, держался руками матери. А отец — он из той породы, кто постоянно изобретает очередной перпетуум-мобиле и кому ничего не стоит смастерить что угодно и обязательно на совесть. А скорее всего — от собственного характера, от того, как утверждала и утверждает себя в жизни. И еще — от глубинной убежденности: так предопределено самой судьбой.
Десятилетку закончила Татьяна в Оренбурге. И сразу встал неизбежный вопрос — что дальше? Куда идти — в педагогический, медицинский или политехнический? Все они девушку нисколько не влекли. А вот посмотрела какой-то фильм, и запало ей в душу: есть такая профессия — художник по тканям. Вот и пошла-поехала, хотя подчас по бездорожью: не удалось попасть в ленинградское «Мухинское», поступила в Абрамцевское училище на отделение керамики и окончила его с отличием. Год преподавала в Кунгурском училище на Урале: композицию, историю искусств, рисунок. До этого и сама не догадываясь о собственной дерзости. А потом снова учеба — в Московском технологическом институте, на художественном отделении. Студенты-сокурсники смеялись: «Получаем высшее подвальное». И правда, у вуза не было для них общежития, и за пять лет Таня с подругами «обживали» едва ли не все районы столицы. Но институтский диплом все же защитила на отлично и вернулась в Абрамцевское училище. В тот же год познакомилась там и вышла замуж на Сергея Вячеславовича Олейникова, ее соавтора и советчика в экспериментах на малой пластике. Два года целиком посвятила дочери. Но тут колесо фортуны повернуло ее в сторону Гжели: ее пригласили в местный техникум, где открылось художественное отделение.
За семь техникумовских лет воспитала она для промыслов не одну творческую группу признанных мастеров. А в свободное время сама колдовала над формой и росписью очередной привидившейся ей вещи. Муж тоже занялся пластикой, гипсоподельная работа — его. Так продолжалось до их персональной выставки в январе 1992 года. После нее Федоровская оставила техникум и отдалась целиком творческой работе.
— Это только кажется, что мы вроде бы сами выбираем,— считает она.— А у меня ощущение, что все предначертано, как будто кто-то руководит нами, нашим выбором. Мной, во всяком случае. Вот многие сложившиеся художники, переходя работать на объединение, мучаются, ломаются, болезненно от чего-то отказываются, от каких-то прежних своих позиций, взглядов, принципов. А со мной ничего такого не было. Попробовала раз, другой — не получилось, а потом сразу все поняла, почувствовала, что и как нужно. Многие прямо говорят, что им крепко помогает пример то ли Дунашовой, то ли Азаровой. А я так определенно заявить не могу. Конечно, сильнейшим было влияние педагогов в Абрамцевском — там, спасибо им, действительно и хорошо учат, пестуют мастерство. Конечно, влияет любая стоящая выставка, влияли и влияют все Великие мастера и прошлого, и настоящего. Как возникает образ? Бывает, что-то увидишь, подсмотришь и даже бессознательно, наверное, кружишься около этого, подсмотренного, чем-то тебя затронувшего. И вот идут месяцы, а то и годы, пока что-то получится. Так мучилась я с композицией «На демонстрации» — ребенок на плечах у отца, рядом мать. И шагают они как будто в светлое будущее. Не получилось. И тогда знала это, и сейчас знаю. А бывает — озарение! Без всяких исправлений леплю законченную сразу вещь. «Сенокос» или «Домашние хлопоты» — прямо как с небес сошли. Вот муж, если что-то задумал, наделает кучу эскизов. А я — нет, у меня в голове все уже готово. Может, потому еще, что я не хочу распыляться и занимаюсь только пластикой и ничем иным. И здесь я сама себе и прокурор, и защитник. Вообще, настоящий художник сам себе Господом Богом должен быть — в цельности, ясности, истинности видения себя и мира. Иначе он не настоящий.
Право на такую категоричность, нужно признать, Федоровская вполне заслужила. Коллеги до сих пор вспоминают тот художественный совет, на котором она впервые выставляла несколько своих вещей. Что там творилось! Ветераны не просто не приняли ни одну из работ — их оскорбила принципиальная, точнее, концептуальная позиция автора. Скажем, идти к живому человеку от абстракции, а не наоборот. И не приукрашивать героев — они у художницыхудые и полные, злые и добрые, в них много всякого разного. Но ведь и мы все такие разные. А Федоровская убеждена: характер человека должна раскрывать, выявлять конституция композиционной фигуры. Вот почему они у нее так предельно приближены к натуре. Вот все это и встретили в штыки на том худсовете: «Безобразие! Гротеск! Ералаш!» Долго после него некоторые прямо-таки избегали, чурались общения с ней. Как же привыкли мы к равнодушному соцреалистическому «Все хорошо, прекрасная маркиза!».
— Если честно,— признается Федоровская,— в душе я была готова к такой реакции коллег на моих «толстячков». В первый момент они почувствовали себя ошарашенными. Дело в том, что я нарушила — нет, не традицию, а наши стандарты, наработанные художниками. Скажем, кто-то однажды сотворил некую фигуру абстрактной женщины — скульптура понравилась ему самому и надолго поселилась в его душе. И вот появляются одна композиция, другая, пятая, но женщина везде одна и та же. У меня же они все разные: для меня сверхзадача — выявить в моих персонажах различие характеров. Другое дело, если речь идет о декоре, допустим, вазы или кумгана. Там это не столь важно. Здесь скульптура «работает» на всю композицию, и я смело иду на их похожесть, повторяемость. А вот в самой малой пластике — нет, для меня тут повторы невозможны. И еще. Многие придают большое значение костюмам. В моей пластике он совершенно не имеет значения. Для меня важна сама пластика, ее внутреннее движение, ее переливы, переходы.
Вот я подсмотрела две женские натуры, контрастно разные. Например, у одной плечи покатые-покатые, совсем как у бутылки, все перетекает в шею, голова, живот, таз — все подобрано. А у другой наоборот: спина и таз плоские-плоские, а грудь, живот, как шары! И я это вижу и обостряю. Я докапываюсь до характеров.
А вот уже другая динамика в моей пластике. Композиция сложилась как-то ночью. Называться будет «Первый парень на деревне». Я ее так представляю: невысокая шкатулка и вся она как бы из домиков — деревня. А над ней высится парень — один и такой большой, гордый-гордый. Словом, в деревне один я…
Верностью себе художница победила, и постепенно коллеги признали ее правоту и ее стиль, прекрасно уживающийся в гжельской традиции. А ее композиции «Домашние хлопоты», «Сенокос», «Земля и люди», вся ее малая пластика служат великолепной школой для молодых мастеров.