Афанасий Львович Киселев
Отечественный фаянс на протяжении всей своей истории был тесно связан с западноевропейским, прежде всего английским. Последний в какой-то мере стимулировал возникновение промысла в Гжели и дальнейшее его усовершенствование. Первоначально в массу гжельского фаянса добавляли бой английских фаянсовых изделий, образцами для печатных рисунков служили изображения на английских тарелках, использовались отдельные формы английской посуды. Попытки создать материал, подобный английскому фаянсу, можно отнести к последним десятилетиям этого столетия.
К середине второго десятилетия XIX века относятся настойчивые эксперименты по составлению фаянсовой массы, начавшиеся еще в конце минувшего столетия. Невозможно установить точную дату появления на какой-то определенной фабрике в Гжели собственно тонкого фаянса. Архивные материалы свидетельствуют о том, что к 1820 году тонкий фаянс выпускали крестьянские заведения Петра Фомина, Прокофия Федорова, братьев Тереховых, Федора Андреева. Сохранившиеся изделия позволяют прибавить к этому ряду имен и братьев Новых.
Для изготовления тонкого фаянса все названные владельцы использовали не только местные материалы, но и привозную глуховскую (фарфоровую) глину. При этом по своим качествам и внешнему виду гжельский фаянс был еще далек не только от английского, но даже от отечественного — киевского и ауэрбаховского; дальнейшие его успехи связаны, в первую очередь, с именем талантливого керамиста Афанасия Львовича Киселева.
Уже в XIX столетии исследователи обратили внимание на незаурядную фигуру мастера-самоучки, связывая с его именем применение в Гжели немецких точильных кругов, устройство круглых горнов, улучшение красок и состава масс. Обнаруженные архивные материалы помогают оценить, сколь велика роль Киселева в усовершенствовании тонкого фаянса и создании разных его типов, сколько было затрачено лет, сколько проделано экспериментов. Киселев настойчиво искал и улучшал рецептуру тонкого фаянса почти 10 лет. Работая мастером на фабрике братьев Тереховых, он в 1822 году начал составлять массу не только из местной глины, но и из глуховской, добавляя к ней полевого гжельского голыша или песка и известкового гжельского камня. По внешнему виду посуда из этой массы не уступала изделиям ведущих русских фабрик, но она не могла сравниться с ними в твердости. Киселев продолжал опыты еще несколько лет. В 1826 году он дал новую рецептуру: глуховская сырая и пережженная глина и гжельская опока. Масса стала прочной и белой, но вследствие сильной усадки во время обжига поверхность многих изделий, особенно больших, становилась неровной. Одновременно мастер пытался создавать цветные фаянсовые массы, добавляя цветные глины, кобальт и другие компоненты.
Только в 1829 году ему, наконец, удалось получить белый тонкий и одновременно твердый фаянс, в состав которого он включил глуховскую сырую и пережженную глину, шпат (жировик) и голыш (песок). “…Из содержателей фаянсовых фабрик в России, — писал Киселев, — никто не доводил сей фаянсовой массы до такой твердости…”
Правительство обратило внимание на завод Тереховых и вскоре он стал “подведомственным” департаменту уделов. От департамента Киселев получал сведения о достижениях фаянсового производства в других странах, а также английские образцы “для воспроизведения по качеству массы и формы”. В документах завод именовали “гжельским”. Другие фабрики Гжели в 1820-х годах также искали свою рецептуру тонкого твердого фаянса, но результатов Киселева не достиг никто. Масса их фаянса была нечистая, с желтоватым оттенком, пузырчатой глазурью, тяжелая. Сам Киселев в записке, направленной в департамент уделов в 1831 году писал о себе без ложной скромности: “Означенный мастер Афанасий Киселев имеет с малолетства старание к сему производству и усердствуя по мере сил довести до лучшей выделки изделия, трудами и беспрерывными опытами… без всяких книжных пособий, более 10 лет придумывал к сему средства, увенчанные ныне успехом и одобрением публики. Приготовленный им фаянс покупают тотчас с хорошей для фабрикантов выгодою, и требования на оный так велики, что не успевают приготовлять довольно изделий’.