История
Классическая гжельская керамика знакома, без преувеличения, всем, даже за пределами нашей страны. И по прошествии многих лет эти сокровища народного искусства по-прежнему удивляют плавными контурами, выдержанными формами, неповторимыми узорами. Найти многие из них сегодня можно в выставочных залах Государственного исторического музея и Эрмитажа. А ведь когда-то это были обычные предметы быта. Разнообразные масленки, блюда, кружки, братины и другие изделия выполнялись для социальных нужд. Но даже в этих условиях проявлялся талант гжельцев. Народные мотивы передавались в лубочных картинках, отличаясь непосредственной простотой образов и особым юмором. В сюжетах можно увидеть все, что окружало и волновало авторов тех лет. В период расцвета фаянса и майолики они привнесли в традиционную керамику своеобразный и реалистичный подход, широко освещающий жизнь русского человека.
Нельзя не заметить огромную роль подмосковных мастеров в развитии отечественного ремесла. Особенно ярко это заметно на примере знаменитых квасников. Так в старину именовались емкости для браги, пива, кваса и других напитков. Их прообразом были всего лишь плоские фляги из глины. Но благодаря гжельским мастерам тулово увеличилось в размере и объеме, у квасников добавилось характерное отверстие, а также крышка, сложнейшей работы ножки и другие детали. Удивляет простота и точность образов, когда в сосуде можно узнать, например, утенка или какой-нибудь другой персонаж.
Лубки (изображение с подписью) на изделиях также носили неповторимый отпечаток гжельских умельцев. Авторы обычно не имели никакого образования, но в работах всегда чувствуется тонкое художественное восприятие, проницательность и глубокое понимание природы и человека. На керамике мы можем встретить изображения деревенского и городского быта, а также птиц, животных, растений. И все это с поразительной точностью, тем более удивительной, что работы выполнялись от руки.
Центрами развития знаменитого промысла являются деревни Гжель, Речицы, Харитоново, Кузяево, Фенино. Сегодня это выглядит невероятным, но всего несколько десятилетий назад здесь только зарождалось массовое производство. В то время выпускалось всего шесть видов кружек и еще три изделия. Несмотря на все усилия, заводы были в состоянии предложить лишь несколько видов продукции: технический фарфор, посуду и скульптуры из фарфора, а также майолику. Со временем, благодаря оптимизации и реконструкции, все изменилось. Техническое перевооружение повлекло резкий рост объема выпускаемой керамики.
Но не стоит забывать, что истинным образцом гжельского ремесла всегда остаются единичные авторские работы. Именно они помогают сохранять высокий интерес к этому поистине народному творчеству и удовлетворять постоянный спрос потребителей. Неслучайно за рубежом художественный фарфор и другая керамика неразрывно связаны с образом России. В ней выражен духовный мир нации. Видимо, это объясняет, почему она так близка иконописи, художественному металлу и другим отраслям искусства. Современные мастера сохраняют славные традиции и Гжель, как и много лет назад, является главным центром отечественной керамики.
РечицыГжель в XIX веке сравнительно небольшой район в 60 км от Москвы по Казанской железной дороге, включавший около 30 деревень и сел Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии. Производственным центром была деревня Речицы. Комплекс Артель «Вперед Керамика!» также всегда оставался локомотивов народного промысла. В Гжельскую волость входила и деревня Ново-Харитоново. |
|
Начало XIX векаВ первой трети XIX века отмечали, наблюдая за развитием этой отрасли художественной промышленности, одно обстоятельство: народная сметливость — главное движущее начало в создании и процветании русского художественного фаянса. Причем это относится как к гжельским фабрикам, так и к казенной Киево-Межигорской, где работали мастерами и художниками мещане и крестьяне, доходившие до тонкостей ремесла эмпирическим путем. Ни русских, ни иностранных учителей у них не было. |
|
1840-1970 годыЗа 1840-70 годы сохранились подробные данные о фарфоро-фаянсовых заведениях Гжели: о числе рабочих, о сумме годовой продукции, об оборудовании. Анализ их приводит к выводам о том, что заведения эти были среднего размера, годовая стоимость изготовляемой продукции колебалась от 5 до 50 тыс. руб. серебром. Количество заведений по изготовлению фаянса в Гжели достигло максимального числа. |
|
1918-1960 годыНационализация предприятий на заре Советской власти. Возникновение артели промысловой кооперации по выпуску художественной керамики. Послевоенный период. Роль Научно-исследовательского института художественной промышленности в возрождении Гжельского промысла. |
|
1960-1972 годыЯрким периодом в развитии Гжельского промысла стали 60-ые годы XX века. Художники Л. Азарова, З. Окулова, Н. Бессарабова вывели художественное производство на новый уровень. |
|
В.М. ЛогиновОтладка технологии производства, реконструкция предприятия «Гжель» в период с 1976 по 2008 год связана с именем Виктора Михайловича Логинова, вложившего в развитие Гжельского производства колоссальный труд. |
|
А.Л. КиселевОтечественный фаянс на протяжении всей своей истории был тесно связан с западноевропейским, прежде всего английским. Первоначально в массу гжельского фаянса добавляли бой английских фаянсовых изделий, образцами для печатных рисунков служили изображения на английских тарелках, использовались отдельные формы английской посуды. Попытки создать материал, подобный английскому фаянсу, можно отнести к последним десятилетиям этого столетия. |
|