Художники
Гжельский промысел является одним из выдающихся народных промыслов. Во Гжели создают фарфоровую посуду с подглазурной росписью кобальтом. Основные производственные процессы современного гжельского промысла механизированы, но в то же время мастера при изготовлении отдельных деталей изделия прибегают к ручной лепке. Роспись на изделиях выполняется в ручную, что способствует созданию каждого изделия уникальным. В процессе развития ремесла мастера и художники создавали своеобразный художественный стиль Гжели.
В прошлом веке с развитием крупного промышленного производства стали исчезать мелкие фарфоровые производства Гжели. А после разрухи гражданской войны промысел практически стал исчезать. Однако в 1929 году была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии создали объединение «Художественная керамика».
Возрождение промысла в послевоенные годы связано с именами художницы Натальи Ивановны Бессарабовой и ученого Александра Борисовича Салтыкова. В изделиях мастеров ученый видел характеристики национального быта, художественного, эстетического стиля эпохи. А.Б.Салтыков вместе с Н.И.Бессарабовой подготовил методику освоения гжельской росписи, создал алфавит мазков и приемов кистевой росписи. В то время была выбрана техника подглазурной росписи кобальтом.
Н. И. БессарабоваН. И. Бессарабова стала основоположником современного стиля гжельского ремесла, поставив во главу угла плавность, утонченность и скромность в творчестве. Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого». На кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, собирающих скошенную траву в стога, цветы, бабочки, стрекозы, деревья…Далее |
|
Т. С. ДунашоваТ. С. Дунашова – одна из учениц Н. И. Бессарабовой наносила узор уверенной рукой без предварительного рисунка. Ее называли мастером «цветочной росписи». Розы, лилии, колокольчики, васильки запечатлены на ее изделиях…Далее |
|
Л. П. АзароваЛ. П. Азарова — художница, внесшая которая вклад в развитие искусства гжельского промысла. Творческая деятельность Л. Азаровой в 1950-60 гг. при участии Н. Квитницкой и З. Окуловой определила новый этап развития фарфоровой керамики Гжели…Далее |
|
Н. Б. КвитницкаяХудожница использует элементы декоративного искусства и работает над созданием скульптур малых форм «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница»…Далее |
|
З. П. ОкуловаВ своей росписи художница использует мотив «большого цветка». На посуде изображены крупные бутоны роз, пышные маки, лотос, лилии, ромашки, незабудки. Краски применяются всегда сочные и яркие…Далее |
|
А. Н. ФедотовФедотовский почерк — ярко выраженная декоративная форма изделий. Федотов создал своеобразный живописный цветок, лепестки которого складываются в пышную округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки…Далее |
|
В. И. АвдонинК 1976 году, когда впервые появился Авдонин в объединении, он уже был сложившимся, опытнейшим живописцем. И первые же его изделия в гжельском стиле — вазы, коньячный набор — обратили на себя внимание специалистов…Далее |
|
И. А. ХазоваИраида Алексеевна Хазова поздно открыла в себе талант мастера, однако, быстро компенсировала это большим трудолюбием и шикарным стилем…Далее |
|
В.В. НеплюевНа творчество Неплюева повлияло искусство Азаровой. Также своеобразные декоративные приемы обнаруживают связь его работ с более отдаленным искусством Гжели — искусством майоликовой пластики…Далее |
|
С.В. ЖуковаСветлана удачно продолжала традиции гжельской посуды. Художница пошла по пути обогащения возможностей фарфора за счет рельефной разработки его поверхности…Далее |
|
Г.В. ДенисовСамобытная и талантливая «творческая аура» Г.В. Денисова завораживает многих нынешних мастеров и притягательна для истинных ценителей гжели. «Самородок» — отзывались о Денисове те, у кого на глазах шло становление его художественного почерка…Далее |
|
Т.Д. ФедоровскаяВерностью себе художница победила, и постепенно коллеги признали ее правоту и ее стиль, прекрасно уживающийся в гжельской традиции. А ее композиции «Домашние хлопоты», «Сенокос», «Земля и люди», вся ее малая пластика служат великолепной школой для молодых мастеров…Далее |
В Гжели особенно любят пить чай, превращая чаепитие в церемонию. На столе стоит кипящий самовар, а вокруг него пестрый хоровод посуды. В развитии своеобразного стиля гжельского фарфора мастера упирались на традиции и опыт предшествующих поколений. Пройдет время, и все то, что создано сегодня гжельскими мастерами станет творческим наследием для будущих поколений.