Гжель 1960-1972 годы

1960-1972 годы — следующий этап в жизни Гжели, в деятель­ности и творчестве его мастеров и художников. В этот период продолжала успешно трудиться Л. Азарова, много новых рисун­ков создала потомственная ма­стерица-исполнительница Т. Дунашова.

В 1960 году на промысел пришла работать скульптор Н. Б.Квитницкая. Период ее ра­боты в Гжели совпал с увлече­нием обеих художниц — Квитницкой и Азаровой — жанровой скульптурой. «Скульптурное» направление было слабым ме­стом промысла, и эту проблему необходимо было решать. Работая в одном ключе, добиваясь успеха, они как бы дополняли друг друга. Тонко подмечая мимолетные жизненные ситуации, они создали галерею образов: «На велосипеде», «У колодца», «В ночное», «Баба на возу», «Чаепитие» (Л. Азарова), «Зима», «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница», «На прогулку», «В школу» (Н. Квитницкая). Это лишь малая часть того, что сделали художницы в 1960-е годы. Их работа над решением современ­ной темы совпала с теми поисками, которые вели известные советские скульпто­ры в области жанровой мелкой пластики, создавая произведения, отражающие обыденные жизненные ситуации, решаемые смело, образно, где все заметнее проявлялись занимательность и добрый юмор.

Жанровый стиль в творчестве Л. Азаровой и Н. Квитницкой, явившийся их серьезной удачей, сыграл значительную роль в развитии искусства Гжели советского периода.

Художественная выразительность произведений Л. Азаровой и Н. Квитниц­кой во многом определяется взаимодействием объемов и пространства. В одних случаях скульптурная композиция строится на сочетании сплошных объемов и сквозных просветов между ними, как в работах Л. Азаровой «Баба на возу», «Чаепитие». В других — фигурки выполняются одним объемом без просветов и имеют обобщенный силуэт. Как правило, это скульптурные миниатюры высотой 4-5 см, имеющие много общего с аналогичными работами в камне и кости. В них привлекают декоративность, чувство материала. Таковы фигурки «Читает книгу», «Близнецы», «Ставит самовар» и многие другие, доставляющие эстетическое наслаждение от детального рассмотрения их.

За сравнительно небольшой период работы в Гжели (с 1960 по 1966 годы) Н. Квитницкая сделала многое не только в области мелкой пластики, но и в соз­дании интересных и своеобразных посудных форм.

Наряден и прост чайный сервиз «Орнаментальный». Колоколовидная форма основных предметов радует глаз наполненностью объемов, красивым силуэтом, удобными ручками и хватками. Орнаментальный пояс из легких прозрачно-си­них цветков, напоминающих воздушные одуванчики, создает общее впечатление спокойствия и радушия.

В росписи Н. Квитницкая — большой мастер орнаментальных композиций и пейзажа, умеющий видеть красоту в обыденном и воплощать ее с мягким лириз­мом и теплотой. Ее росписи выполнены свободно, легко, акварельно. Худож­ница избегает крупных ярких пятен, напевно и приглушенно звучат мелодии ее красок. Почерк Н. Квитницкой, глубоко индивидуальный, выражает свойствен­ные художнице задушевность, спокойствие, доброту.

В 1960-е годы плодотворно продолжала работать над созданием скульптуры и посудных форм Л. Азарова — мастер сложных, неожиданных ком­позиций, решаемых разнообразными приемами пластического языка, скульп­турным обилием, декоративной росписью.

Глубоко познав и вжившись в образы гжельской народной пластики и орна­ментики, художница не ограничивается кругом традиционных тем. Она творит широко, разнообразно, современно.

В 1960-1972 годы Л. Азарова создала множество произведений. Ее ин­тересы разнообразны. Творческие замыслы и неуемная фантазия не успевают воплощаться в предметный мир, не случайно художница одновременно работает сразу над несколькими темами. Она с одинаковым мастерством делает «произ­водственные вещи», предназначенные для массового выпуска, и выставочные произведения, демонстрируя широкие творческие возможности. Художница соз­дает как монументальные, так и камерные работы.

В 1964 году Л. Азарова сделала серию мелких детских игрушек: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», «Ежи» и т.д.

В том же году художница выполнила монументальное произведение «Сви­нарка», выразившее идею труда и мира на земле. Скульптура с успехом демон­стрировалась на многих выставках. К этой теме художница обращалась не раз, решая ее образно и интересно.

Много трудилась она над новым «прочтением» пластики посудных форм. В чайном сервизе «Квадратный», штофе «Прямоугольный», чайнике «Терем», ва­зе «Диск» и других изделиях автора увлекает пластика геометрических объемов, занимавшая в тот период многих художников-прикладников. В них лаконизм и функциональность форм прекрасно сочетаются с сюжетной росписью, в кото­рой соблюдена мера условности и образности. Одновременно Л. Азарова успе­шно развивает «сувенирную» тему, находя новые и разнообразные приемы ее обогащения в произведениях: графин со звуком «Петух», декоративный сосуд «Сирин» с подвесными ложками, чайник с лепными ромашками и другие. Суве­нирные изделия занимательные, декоративные, в них остроумно используются приемы народных мастеров: озвучивание сосудов (сосуды издают звук при выли­вании жидкости), скульптурная долепка и украшение предметов различными фигурками.

В 1964 году в Гжели стала работать 3. В. Окулова. Более четырех лет она бы­ла живописцем, расписывала фарфор. Работа рядом с опытными потомственны­ми «писарихами» явилась серьезной школой для молодой начинающей художни­цы. Постепенно приобретались практические знания. Она овладела свободной кистевой росписью, до тонкостей прочувствовала все свойства фарфора, техно­логические премудрости производства.

С первых дней  художница выполняла самостоятельные творческие работы, сама точила модели, отливала формы, изделия, расписывала их. В ранних своих работах — детском наборе, наборе для специй — Окулова лишь нащупывает материал, ищет себя. Ее рука еще робка и не уверенна. Но художни­ца упорно экспериментирует, у нее индивидуальный и оригинальный почерк. От­личительная черта ее творчества — поиск темы. Художницу волнует разнообраз­ная тематика, решаемая ею главным образом в скульптуре: военно-патриоти­ческая, революционная, спортивная. К 50-летию Советской власти 3. Окулова создала серию скульптур на военно-революционную тему: «Тачанка», «Мы — с «Авроры», «Барабанщик» и другие. Не все в них удалось мастеру, но работы подкупали искренностью, ясностью замысла, знанием материала.

В этот же период больших успехов добилась Л. Азарова, ставшая известным художником. Именно ее массовые и уникальные изделия самовар-шкатулка, графин «Петух», скульптура «Чаепитие» определяли «лицо» Гжели, являлись главным стимулом в творческой деятельности мастеров про­мысла.

Выставочные произведения Л. Азаровой демонстрировали огромные твор­ческие возможности художницы, неуемную фантазию, смелость и многогран­ность. Ее талант, трудолюбие и глубокое проникновение в суть гжельского на­следия дали блестящие результаты. В посудных формах Л. Азаровой, в скульпту­ре и росписи были новизна, современный подход к формированию «стиля» про­мысла, основанный на знании и использовании лучших приемов и методов рабо­ты старых гжельских мастеров. Традиционные формы квасников она использует для создания крупных декоративных сосудов «Пиршество», «Залп «Авроры», размещая в сквозном отверстии в центре тулова сосудов скульптурные темати­ческие композиции.

Азарова обращается к сложным фантастическим композициям — скульптур­ной лепке, любимой народными мастерами. В декоративном сосуде «Масленица» средствами пластики она воспроизводит образ русского народного гулянья, и ва­за ассоциируется с праздничной нарядной каруселью, где есть фигурки гуля­ющих, ленты, колокольчики, лошадки.

Художница часто обращается к фольклору, различным сценкам из народной жизни. На сырных досках, декоративных тарелках, в скульптуре мы видим зани­мательные сюжетные росписи. Многие сцены охоты, гуляний, свиданий сопро­вождаются остроумными надписями, народными пословицами и поговорками. Фольклорная тема до сих пор продолжает волновать Л. Азарову находчивостью и жизнерадостностью народных мастеров, расписывавших изразцы, лубяные короба, прялки, сани, сундуки.

В начале 1970-х годов она выполнила серию работ, в которых умело развива­ла народный прием — сочетание утилитарной формы — коробки, шкатулки — со скульптурой. Таковы «Балалаечник», «Гитаристка», «Красавица», «Застолье», «Вяжет чулок» и другие. В этой связи достаточно вспомнить, сколь любимы бы­ли старыми гжельскими мастерами многочисленные масленки в виде уток, пету­хов, помидора, кочана капусты, вязанки дров и т.д. Позиция художника, опира­ющегося в своем творчестве на высокие достижения народного искусства, его умение развивать и претворять их в жизнь применительно к нашей действитель­ности, создавая необходимые в быту предметы, органически сочетающие в себе утилитарные и эстетические функции, принципиально важна и значительна для развития промысла.

Творчество Азаровой постоянно влияет на формирование искусства масте­ров и художников Гжели.

3. Окулова — разносторонний мастер, ее интересы широки, она увлеченно ра­ботает над созданием и посудных форм и скульптуры, одновременно демонстри­руя свои богатые живописные возможности. В период 1960-1970-х годов она выполнила большое количество произведений для массового выпуска. Среди них широко известный набор чайной посуды «Маки», набор чайников «Бутон», ваза «Астра», многочисленная скульптура. Ее произведения- чайники, чашки, вазы — архитектоничны, утилитарны, декоративны и нарядны. В выставочных работах — двойных сосудах «Свадебный», «Вечер», вазах «Праздник», «Морская сказка», компотнице «Свидание» и других внимание художницы сосредоточено на роспи­си. Большие плоскости сосудов Окулова использует для развернутого повество­вательного сюжета. Однако художнице не всегда удается согласовать форму предметов с росписью, живущей своей самостоятельной жизнью.

Серьезным экзаменом творческих достижений традиционного промысла явилась первая специализированная выставка «Фарфор Гжели», состоявшаяся в Москве в 1972 году, на которой наряду с творчеством мастеров и художников современной Гжели были широко представлены изделия старых гжельских ма­стеров из собрания Государственного Исторического музея. Искусство Гжели было представлено ретроспективно, начиная с майолики XVIII века, полуфаянса, фаянса и фарфора XIX века и завершалось большим разделом советского периода, охватывавшим почти тридцать лет жизни промысла. Выставка поз­воляла проследить линию развития, пути формирования художественно-стиле­вой направленности Гжели с XVIII века до наших дней. Здесь были показаны лучшие работы советских художников Н. Бессарабовой, Л. Азаровой, 3. Окуло­вой, Т. Дунашовой.

1960-1970 годы явились этапом в жизни промысла, когда можно было  показать вы­сокий рост профессионального мастерства художников и исполнителей, под­твердить правильность выбранного направления, наме­тить перспективы дальнейшего развития.

Подсвечник "Терем" Гжель

Л.П. Азарова. Подсвечник «Терем», 1972

Л.П. Азарова

Близнецы, 1964. С коромыслом, 1966.
У колодца, 1965. Ставит самовар, 1967.
Вяжет чулок, 1965. Читает газету, 1965.

Гжель. Коробочка с пейзажем

Т.С. Дунашова. Коробочка с пейзажем, 1981

Гжель. Чайный сервиз "Орнаментальный"

Н.Б. Квитницкая Чайный сервиз «Орнаментальный»

Ваза "Гжельский пейзаж"

Н.Б. Квитницкая Ваза «Гжельский пейзаж»

Гжельский Кувшин "Петух"

Н.Б. Квитницкая Кувшин «Петух»

Гжельский Набор чайников Бутон

З.В. Окулова «Набор чайников Бутон»

Гжельская Ваза "Морская сказка"

З.В. Окулова Ваза «Морская сказка»