Гжель 1960-1972 годы
1960-1972 годы — следующий этап в жизни Гжели, в деятельности и творчестве его мастеров и художников. В этот период продолжала успешно трудиться Л. Азарова, много новых рисунков создала потомственная мастерица-исполнительница Т. Дунашова. В 1960 году на промысел пришла работать скульптор Н. Б.Квитницкая. Период ее работы в Гжели совпал с увлечением обеих художниц — Квитницкой и Азаровой — жанровой скульптурой. «Скульптурное» направление было слабым местом промысла, и эту проблему необходимо было решать. Работая в одном ключе, добиваясь успеха, они как бы дополняли друг друга. Тонко подмечая мимолетные жизненные ситуации, они создали галерею образов: «На велосипеде», «У колодца», «В ночное», «Баба на возу», «Чаепитие» (Л. Азарова), «Зима», «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница», «На прогулку», «В школу» (Н. Квитницкая). Это лишь малая часть того, что сделали художницы в 1960-е годы. Их работа над решением современной темы совпала с теми поисками, которые вели известные советские скульпторы в области жанровой мелкой пластики, создавая произведения, отражающие обыденные жизненные ситуации, решаемые смело, образно, где все заметнее проявлялись занимательность и добрый юмор. Жанровый стиль в творчестве Л. Азаровой и Н. Квитницкой, явившийся их серьезной удачей, сыграл значительную роль в развитии искусства Гжели советского периода. Художественная выразительность произведений Л. Азаровой и Н. Квитницкой во многом определяется взаимодействием объемов и пространства. В одних случаях скульптурная композиция строится на сочетании сплошных объемов и сквозных просветов между ними, как в работах Л. Азаровой «Баба на возу», «Чаепитие». В других — фигурки выполняются одним объемом без просветов и имеют обобщенный силуэт. Как правило, это скульптурные миниатюры высотой 4-5 см, имеющие много общего с аналогичными работами в камне и кости. В них привлекают декоративность, чувство материала. Таковы фигурки «Читает книгу», «Близнецы», «Ставит самовар» и многие другие, доставляющие эстетическое наслаждение от детального рассмотрения их. За сравнительно небольшой период работы в Гжели (с 1960 по 1966 годы) Н. Квитницкая сделала многое не только в области мелкой пластики, но и в создании интересных и своеобразных посудных форм. Наряден и прост чайный сервиз «Орнаментальный». Колоколовидная форма основных предметов радует глаз наполненностью объемов, красивым силуэтом, удобными ручками и хватками. Орнаментальный пояс из легких прозрачно-синих цветков, напоминающих воздушные одуванчики, создает общее впечатление спокойствия и радушия. В росписи Н. Квитницкая — большой мастер орнаментальных композиций и пейзажа, умеющий видеть красоту в обыденном и воплощать ее с мягким лиризмом и теплотой. Ее росписи выполнены свободно, легко, акварельно. Художница избегает крупных ярких пятен, напевно и приглушенно звучат мелодии ее красок. Почерк Н. Квитницкой, глубоко индивидуальный, выражает свойственные художнице задушевность, спокойствие, доброту. В 1960-е годы плодотворно продолжала работать над созданием скульптуры и посудных форм Л. Азарова — мастер сложных, неожиданных композиций, решаемых разнообразными приемами пластического языка, скульптурным обилием, декоративной росписью. Глубоко познав и вжившись в образы гжельской народной пластики и орнаментики, художница не ограничивается кругом традиционных тем. Она творит широко, разнообразно, современно. В 1960-1972 годы Л. Азарова создала множество произведений. Ее интересы разнообразны. Творческие замыслы и неуемная фантазия не успевают воплощаться в предметный мир, не случайно художница одновременно работает сразу над несколькими темами. Она с одинаковым мастерством делает «производственные вещи», предназначенные для массового выпуска, и выставочные произведения, демонстрируя широкие творческие возможности. Художница создает как монументальные, так и камерные работы. В 1964 году Л. Азарова сделала серию мелких детских игрушек: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», «Ежи» и т.д. В том же году художница выполнила монументальное произведение «Свинарка», выразившее идею труда и мира на земле. Скульптура с успехом демонстрировалась на многих выставках. К этой теме художница обращалась не раз, решая ее образно и интересно. Много трудилась она над новым «прочтением» пластики посудных форм. В чайном сервизе «Квадратный», штофе «Прямоугольный», чайнике «Терем», вазе «Диск» и других изделиях автора увлекает пластика геометрических объемов, занимавшая в тот период многих художников-прикладников. В них лаконизм и функциональность форм прекрасно сочетаются с сюжетной росписью, в которой соблюдена мера условности и образности. Одновременно Л. Азарова успешно развивает «сувенирную» тему, находя новые и разнообразные приемы ее обогащения в произведениях: графин со звуком «Петух», декоративный сосуд «Сирин» с подвесными ложками, чайник с лепными ромашками и другие. Сувенирные изделия занимательные, декоративные, в них остроумно используются приемы народных мастеров: озвучивание сосудов (сосуды издают звук при выливании жидкости), скульптурная долепка и украшение предметов различными фигурками. В 1964 году в Гжели стала работать 3. В. Окулова. Более четырех лет она была живописцем, расписывала фарфор. Работа рядом с опытными потомственными «писарихами» явилась серьезной школой для молодой начинающей художницы. Постепенно приобретались практические знания. Она овладела свободной кистевой росписью, до тонкостей прочувствовала все свойства фарфора, технологические премудрости производства. С первых дней художница выполняла самостоятельные творческие работы, сама точила модели, отливала формы, изделия, расписывала их. В ранних своих работах — детском наборе, наборе для специй — Окулова лишь нащупывает материал, ищет себя. Ее рука еще робка и не уверенна. Но художница упорно экспериментирует, у нее индивидуальный и оригинальный почерк. Отличительная черта ее творчества — поиск темы. Художницу волнует разнообразная тематика, решаемая ею главным образом в скульптуре: военно-патриотическая, революционная, спортивная. К 50-летию Советской власти 3. Окулова создала серию скульптур на военно-революционную тему: «Тачанка», «Мы — с «Авроры», «Барабанщик» и другие. Не все в них удалось мастеру, но работы подкупали искренностью, ясностью замысла, знанием материала. В этот же период больших успехов добилась Л. Азарова, ставшая известным художником. Именно ее массовые и уникальные изделия самовар-шкатулка, графин «Петух», скульптура «Чаепитие» определяли «лицо» Гжели, являлись главным стимулом в творческой деятельности мастеров промысла. Выставочные произведения Л. Азаровой демонстрировали огромные творческие возможности художницы, неуемную фантазию, смелость и многогранность. Ее талант, трудолюбие и глубокое проникновение в суть гжельского наследия дали блестящие результаты. В посудных формах Л. Азаровой, в скульптуре и росписи были новизна, современный подход к формированию «стиля» промысла, основанный на знании и использовании лучших приемов и методов работы старых гжельских мастеров. Традиционные формы квасников она использует для создания крупных декоративных сосудов «Пиршество», «Залп «Авроры», размещая в сквозном отверстии в центре тулова сосудов скульптурные тематические композиции. Азарова обращается к сложным фантастическим композициям — скульптурной лепке, любимой народными мастерами. В декоративном сосуде «Масленица» средствами пластики она воспроизводит образ русского народного гулянья, и ваза ассоциируется с праздничной нарядной каруселью, где есть фигурки гуляющих, ленты, колокольчики, лошадки. Художница часто обращается к фольклору, различным сценкам из народной жизни. На сырных досках, декоративных тарелках, в скульптуре мы видим занимательные сюжетные росписи. Многие сцены охоты, гуляний, свиданий сопровождаются остроумными надписями, народными пословицами и поговорками. Фольклорная тема до сих пор продолжает волновать Л. Азарову находчивостью и жизнерадостностью народных мастеров, расписывавших изразцы, лубяные короба, прялки, сани, сундуки. В начале 1970-х годов она выполнила серию работ, в которых умело развивала народный прием — сочетание утилитарной формы — коробки, шкатулки — со скульптурой. Таковы «Балалаечник», «Гитаристка», «Красавица», «Застолье», «Вяжет чулок» и другие. В этой связи достаточно вспомнить, сколь любимы были старыми гжельскими мастерами многочисленные масленки в виде уток, петухов, помидора, кочана капусты, вязанки дров и т.д. Позиция художника, опирающегося в своем творчестве на высокие достижения народного искусства, его умение развивать и претворять их в жизнь применительно к нашей действительности, создавая необходимые в быту предметы, органически сочетающие в себе утилитарные и эстетические функции, принципиально важна и значительна для развития промысла. Творчество Азаровой постоянно влияет на формирование искусства мастеров и художников Гжели. 3. Окулова — разносторонний мастер, ее интересы широки, она увлеченно работает над созданием и посудных форм и скульптуры, одновременно демонстрируя свои богатые живописные возможности. В период 1960-1970-х годов она выполнила большое количество произведений для массового выпуска. Среди них широко известный набор чайной посуды «Маки», набор чайников «Бутон», ваза «Астра», многочисленная скульптура. Ее произведения- чайники, чашки, вазы — архитектоничны, утилитарны, декоративны и нарядны. В выставочных работах — двойных сосудах «Свадебный», «Вечер», вазах «Праздник», «Морская сказка», компотнице «Свидание» и других внимание художницы сосредоточено на росписи. Большие плоскости сосудов Окулова использует для развернутого повествовательного сюжета. Однако художнице не всегда удается согласовать форму предметов с росписью, живущей своей самостоятельной жизнью. Серьезным экзаменом творческих достижений традиционного промысла явилась первая специализированная выставка «Фарфор Гжели», состоявшаяся в Москве в 1972 году, на которой наряду с творчеством мастеров и художников современной Гжели были широко представлены изделия старых гжельских мастеров из собрания Государственного Исторического музея. Искусство Гжели было представлено ретроспективно, начиная с майолики XVIII века, полуфаянса, фаянса и фарфора XIX века и завершалось большим разделом советского периода, охватывавшим почти тридцать лет жизни промысла. Выставка позволяла проследить линию развития, пути формирования художественно-стилевой направленности Гжели с XVIII века до наших дней. Здесь были показаны лучшие работы советских художников Н. Бессарабовой, Л. Азаровой, 3. Окуловой, Т. Дунашовой. 1960-1970 годы явились этапом в жизни промысла, когда можно было показать высокий рост профессионального мастерства художников и исполнителей, подтвердить правильность выбранного направления, наметить перспективы дальнейшего развития.
|