Денисов Геннадий Васильевич
Жукова Светлана Васильевна ← | Художники |
Самобытная и талантливая «творческая аура» Г.В. Денисова завораживает многих нынешних мастеров и притягательна для истинных ценителей гжели. «Самородок» — отзывались о Денисове те, у кого на глазах шло становление его художественного почерка. Но это, пожалуй, не совсем точно. Он — из потомственных керамистов, их фамилия не последняя в ряду старых «заводчиков»: имелась когда-то своя фабрика, марка которой у знатоков была в высокой чести. Дедушка всю жизнь «работал по золоту», мать была «писарихой» — живописцем, отец занимался техническим фарфором — от него, собственно, сызмальства и перенимал сын изначальные навыки ремесла. Семья была типично крестьянской: сев, покосы, уборочная страда оставляли на гончарство лишь позднюю осень и зиму. Делали свистульки, корчаги, всевозможные глиняные «бандуры». Семья поднимала на ноги семерых детей: держали для них корову, лошадей, овец. Крепким считалось хозяйство. По нему-то и ударила коллективизация с раскулачиванием: все реквизировали, отобрали. Остался полный разор…
Как и многим ровесникам, окончить довелось Денисову четыре класса и «пятый коридор». Потом пять лет армии, седьмой школьный класс и Гжельский керамический техникум. Распределили его в Скопин. Но с гжельским своим багажом он там не прижился. «Тянуло меня к горшкам, кринкам, мискам — к посуде»,— припоминает мастер.
Вернулся домой, но сначала попал не в мастерскую, а на гипсолитейку, затем на обжиг. Наконец, стал монтажником в котельной. Туда и пришел к нему главный тогда художник Александр Николаевич Федотов. «Ситуация складывалась, что и говорить, довольно нелепая, хотя для тех лет и весьма типичная,— рассказывает Федотов.— Я слышал: в котельной у соседей объявился дядя Гена, к которому ребятишки за игрушками бегают. Они попросят — он тут же, у котельной форсунки, то зверушку слепит им, то свистульку. Посмотрел на его работу… А тут как раз впервые проводили мы конкурс экспортных изделий и мелкой пластики. Пригласил я и его — у него сразу скульптурная группа пошла, пять-шесть вещей он тогда выполнил. И вот загвоздка: а как их ему оплатить, если он в штате не у нас на заводе? Пришлось все оформлять на его родного брата — «своего» сотрудника, и премию за конкурс — тоже. Бюрократический бред, но что было, то было. Взяли мы его к себе с испытательным полугодовым сроком, а оказалось, на всю оставшуюся жизнь. В мелкой пластике сегодня равных ему, пожалуй что, и нет. Коллекционеры за его вещами прямо охотятся…»
Фигурки Денисова удивляют своей детской непосредственностью и немногословностью характеристик. Их пропорции часто не совпадают с реальными и вместе с тем им присущи декоративная выразительность, гармоничность пластического образа. Таковы его фигурки «Дед Мазай», «Сеятель», «Илья Муромец», «Потешники», «Коробейники». В них нет устоявшихся приемов пластической трактовки, скульптор каждый раз решает эту задачу заново, исходя из образного содержания. Ему свойственен живой интерес ко всему окружающему, к песенным и былинным образам.
Доброе, светлое мироощущение художника проникает в язык его пластики, заставляет по-новому воспринимать привычные явления жизни («На мосточке», «Близнецы», «Дубинушка», «Жаворонок»).
Свое творчество скульптор соотносит со сложным миром чувств и чаяний человека. Так, в композиции «Жаворонки» реального изображения птиц как бы и нет. Есть только то трепетное чувство восторга, которое охватывает человека от живого общения с природой. Автор ведет свой поэтический рассказ языком декоративной пластики, по-своему выражает мировосприятие старых гжельских мастеров. Отсюда своеобразный лаконизм языка и декоративная выразительность фигурок Денисова, в которых сохраняются и получают новую трактовку характерные для народного промысла традиционные черты.