Вос­становление старой Гжели. Послевоенный подъем

Гжельская росписьВ гжельском краю нет особенных красот, только широкое поле, голубое небо, полоса синего леса вдали да прозрачный воздух вокруг небольших деревень. Не эту ли трепет­ную синеву перенесла Гжель на белоснежную гладь фарфора да так и оставила?

Родина фарфора с синей росписью — деревня Турыгино. Здесь, в цехах производственного объединения «Гжель», ра­ботают и потомственные мастера-самоучки, и ху­дожники, получившие спе­циальное образование. Среди многочисленных Центров традиционного народного гончарства Гжель занимает особое место не только как самый крупный современный промысел, но и единствен­ный, где делают бытовые и декоративные изделия из гончарных глин, и фарфоровую скульптуру, и посуду с подглазурной росписью ко­бальтом.

Чайники, штофы, кувшины, кумганы, кружки, маслен­ки, салатницы, сахарницы, медовницы. конфетницы, — разнообразие гжельских изделий потрясает. Поражает и многообразие форм одного и того же вида изделий. Например, тулово гжельских чайников делают в виде диска, «репки» или бочонка, в форме шара или прямоугольника. Художники Гжели работают над созданием как производственных образцов для массового изготовления сравнительно недорогих изделий, так и уникальных произведений, предназначенных для музеев и выставок.

Возрождение художественных традиций после непростой для России первой половины века началось в 1944—1945 годах. В ра­боту включились искус­ствоведы, художники, тех­нологи Научно-исследова­тельского института худо­жественной промышленно­сти. «Возрождение гжельского керамического мастерства началось с освоения при­емов и мотивов роспись полуфаянса XIX века, на­иболее близкого фарфоро­вой технике, распростра­ненной сейчас в Гжели», — писал Александр Бори­сович Салтыков, автор крупнейшего историче­ского исследования разви­тия гжельского промысла. Он не только глубоко и всесторонне изучил его традиционное наследие, но и разработал методику ос­воения гжельской росписи, создал «алфавит» мазков и тем самым сделал тра­диционную роспись до­ступной для освоения. Весь опыт мастеров прошлого был поставлен им на службу новому искусству.

На помощь мастерам и ху­дожникам пришло круп­нейшее собрание изделий Гжели в Государственном Историческом музее, ранее известное небольшому кругу специалистов. А. Б. Салтыков привлек к работе на промысле художницу Н. И. Бессарабову.

Наталия Ивановна Бесса­рабова пришла в искусство керамики, имея в прошлом опыт театрального деко­ратора и скульптора. Оформляя спектакли или постановки народных тан­цев, художница обраща­лась к изучению народного творчества. Все это по­могло в работе на промы­сле, ставшей, по словам художницы, главным де­лом ее жизни.

старый Гжель соусникРабота в запасниках Исторического музея — многочисленные зарисовки гжельских изделий, изу­чение росписи и отдельных ее фрагментов, а также руководство такого спе­циалиста, как А. Б. Салты­ков, позволили Н. И. Бес­сарабовой не только самой постичь художественные особенности гжельского искусства, но и помочь мастерам-живописцам овладеть секретом тради­ционных приемов росписи. Гжельские мастера впер­вые пришли в музей. На­талия Ивановна пробудила в них интерес к самостоятельной творческой работе. «Мы с Наталией Ивановной несколько раз смотрели старые гжель­ские вещи. Кое-что пере­нимали, потом перерабаты­вали на свою роспись», — вспоминает Т. С. Еремина. Осваивая забытые приемы росписи, мастера учились по-новому работать ки­стью.

Чайник Роспись на вазе
Гжельская роспись Гжельская роспись

Изделия, которые худож­ница создала для промы­сла, положили начало сов­ременному гжельскому фарфору, его особому сти­лю. Это округлые вмести­тельные кувшины, кружки с тонкими перехватами у основания и венчика, вазы с высоким горлом и вазы в форме горшочка, чай­ник, тулово которого — толстый диск, поставлен­ный ребром на четыре ножки. В силуэтной росписи, ясно читающейся на белом фоне, часто встре­чается традиционный мо­тив — «гжельская роза». Сначала мастерицы могли лишь повторить роспись, предложенную художни­цей. Но вскоре они стали создавать свои композиции на формах Бессарабовой.

Кувшин - старая гжель Ваза - старая Гжель Ваза - старая Гжель

Цвет кобальта от интен­сивного до нежно-голубого словно возникает из глу­бин сверкающей белизны.

В изображении пейзажа с мостиком и силуэтом иду­щего по нему человека не­посредственность воспри­ятия и своеобразная трактовка конкретного яв­ления сближает роспись с детским рисунком.

Гжельская роспись Ваза с петухом

Творческие искания увлек­ли молодых мастеров. В их росписи тонкая линия сочеталась с живописным пятном, плотный мазок — с «мазком с тенями». Ре­альные впечатления ста­новились частью декора­тивного узора, старинные мотивы получали совре­менное звучание. Так, Т. С. Еремина трактовала по-новому традиционное изображение петуха. Ее петух застыл на месте. Изогнув хвост, выпятив вперед грудь и подняв го­лову, петух смотрит на цветок. Весь он словно соткан из пышных синих трав и, помещенный среди цветов, становится частью фризовой росписи, опо­ясывающей округлое тулово вазы.

Гжельские мастерицы вы­полняют свои росписи на вазах, форму которых соз­дала Н. И. Бессарабова. В росписи каждой — свой мо­тив, своя декоративная композиция, а также сле­дование традициям и стре­мление обрести свой по­черк в новом искусстве. В создании гжельских масте­ров это новое искусство, так не похожее на старое, вместе с тем стало его про­должением. Поэтому пе­риод формирования нового искусства они назвали «вос­становлением старой Гжели». С 50-х годов на про­мысле постоянно работают художники-профессионалы.