Дунашова Татьяна Сергеевна

Бессарабова Наталия Ивановна ← Художники Азарова Людмила Павловна

 

Татьяна Сергеевна ДунашоваКаталог работ Т.С. Дунашовой

Фамилия эта с давних времен известна на подмосковных промыслах. Вот и Татьяна Сергеевна из семьи потомственных керамистов. Гончарами были и ее дед, и ее отец. С отцом и фабрикой связаны у художницы самые яркие детские воспоминания. Вместе с сестрой носили они отцу обед — о столовых тогда никто и не помышлял — и обязательно забегали в цех к живописцам. Зачарованные, подолгу смотрели они, как ладно ведут мастера свой неслышный, но видимый спор-разговор с готовыми запеть-зазвенеть изделиями «писарихи», зачастую под старинные любимые песни, например «Канареечка, премлада, ты утешь горе мое…», «Бывало, вспашешь пашенку…» и другие. Нестерпимо хотелось девочкам и самим прикоснуться к этому чуду рождения рукотворной сказки. Живая, любознательная Татьяна, одержимая страстью к рисованию, особенно нравилась «писарихам». И иногда они давали ей попробовать то одно, то другое из своего ремесла, терпеливо объясняя какую-нибудь его хитринку или тонкость. Как говорится, на роду написано было ей стать тем, кем она стала. Впрочем, вот как рассказывает об этом сама Т. С. Дунашова:

— В семье нашей было девять человек, и все увлекались рисованием. С детства я тоже любила рисовать — цветы, птиц. Пыталась даже делать пейзажные наброски, копии разных картинок.

В школьные годы отдавала этому все свободное время. Неудивительно, что после семилетки пришла в 1935 году работать на соседнее с нами артельное производство, где изготавливали тогда глиняные игрушки, расписанные масляными красками. Я их разрисовывала там своими цветами около двух лет. Помню хорошо, какая была радость, когда тетя Маша Корсакова доверила мне расписать ее вазы розами и маками — «натуральными цветами», так, как я их видела. Вот восторг-то: мне, девчонке совсем, и такая честь…
Потом нас объединили с фарфоровым цехом. Он был рядом- с нашим. И мы тоже начали выпускать фарфор — вазы, скульптуры и кое-что из посуды. Художников своих у нас тогда не было. Форму изделия, модель и эскиз росписи получали у мастера со стороны. Иногда они расписывали образцы, иногда оставляли эскизы, но чаще — нет. Вот тогда я и начала пробы на фарфоре: брала маки, розу и прямо с них переводила на изделие. С той поры и работаю без предварительного рисунка, а цветок почти всегда в центре моих любимых композиций. Но это все потом будет. А тогда старалась увидеть, понять, чем берут наши лучшие «писарихи» — живописцы и художники. Первым моим учителем был опытный мастер Тихон Семенов. Наверное, по меркам нынешнего времени, его можно было быназвать настоящим виртуозом надглазурной росписи. Изумительные получались у него вещи. Помню, сидели рядом с ним мы — его ученики — и следили за каждым движением. Запоминали каждое объяснение: что к чему и зачем.

Дунашова Т. С. Чайный набор «Сеточка»

А вот условия на производстве том — сейчас даже и представить трудно. Низкая, барачного типа, деревянная мастерская с полуслепыми помещениями. Работали при настольных керосиновых лампах, в тесноте, в духоте. Электричество только-только подходило к нашим поселкам и деревням. Жилось нашей семье по-прежнему скудновато, хотя и зарабатывала я по тем временам немалые деньги. Дома пока еще не делала ни форм, ни рисунков для своих изделий. Да их у меня тогда и не было… Больше сестер развлекала: бывало, возьмешь и к глиняному коньку деревянные саночки приделаешь, дома из картона понарезаешь, понастроишь — и самой, не только сестрам, нравилось: все как настоящее…

Так и шло все до сорок первого года. Фашистское нашествие разом все нарушило. Наши мастерские закрывались одна за другой. Нас посылали то в колхозы на уборку, то на рытье окопов или на лесозаготовки. Потом призвали меня в армию. До самого конца войны служила в частях ВНОС — были такие части воздушного наблюдения за самолетами противника, своего рода «глаза и уши» зенитчиков.

После победы вернулась обратно на свое производство. Возрождали его в основном женщины, своими руками. Они и кистью узоры наводили, и у горна хлопотали, и дрова для него готовили, и торф на болоте добывали. А промыслы хирели прямо на глазах. Выпускали мы тогда чернильницу да простенькую кружку. Нужда в них была громадная, требовалось их много. Только вот для традиций промыслов они были убийственны. И трудно сказать, как бы все пошло дальше, если бы не Салтыков и Бессарабова. Встреча с ними всю мою жизнь перевернула. Вроде бы и опыта уже хватало, и в росписи толк понимала, а профессионалом сделала меня все же Наталия Ивановна. И в первую голову собственным примером понимания искусства и служения ему. А еще, конечно, богатством и совершенством технических приемов, навыков скульптуры и живописи. Только рядом с ней умом и сердцем восприняла я многие законы и нормы творчества художника-прикладника, почувствовала собственную силу, поверила, что могу стать настоящим, без всяких скидок, мастером. И осознала свою ответственность за будущее гжельской традиции…

Дунашова Т. С. Сервиз «Ларец»

Н. И. Бассарабова по достоинству оценила живой характер, энергию и упорство вчерашней фронтовички, ее влюбленность в живопись, ее поразительные способности. Лучше всех могла она перенести на изделие самый сложный узор, любую картинку и даже портрет, удивительно схожий с оригиналом. Но не хватало ей подчас терпения «прочувствовать» все возможности подручного материала, прорывалась бездумная скоропись, подводила тяга к полихромной яркости, громоздкости, пышности. И Бессарабова терпеливо охраняла ее самородный талант тем, что в спорте именуется сегодня «школой».

Т. С. Дунашова настойчиво воссоздает различные элементы гжельской росписи по музейным образцам, выполняет сложные экспериментальные работы, ищет и находит новые сюжеты для декора. Первой в артели предлагает и успешно выполняет она роспись золотом по сплошному темно-синему фону («крытью» на профессиональном языке). Все крепче, увереннее и сочнее становится палитра ее мазков, красочнее и содержательнее — живописные композиции, полнее раскрывается мастерство. И прежде всего в росписи новых вещей Бессарабовой — сначала по ее эскизам, а затем и по собственной фантазии. Художница и сегодня верна себе: «Расписываю без предварительного рисунка, во всем доверяя руке. Она не ошибется, не обманет».

Дунашова Т. С. Тарелка для яицА тогда одной из первых проб стал для художницы кувшин «Малый», созданный ее наставницей. В центре композиции — крупный, плотный цветок с веером тычинок, обрамленный тугим венком отогнутых книзу лепестков. Вокруг него причудливые, совсем как у папоротника, листья, стебли склоняются под тяжестью сочных бутонов. Пышность, торжественность придают золотые обводы лепестков, листьев, тычинок. На тулове кувшина торжествует синяя по белому фону роспись. Надглазурная прорисовка золотом для оживления однотонно-синего впервые введена ими, Бессарабовой и Дунашовой, и со временем стала канонической.

Другой тип росписи, наиболее распространенный в ту пору, — это «гвоздика», которая декорирует невысокую объемно-округлую вазу. Гвоздика — традиционный мотив в народном искусстве — у Дунашовой весьма условна. У нее это обобщенный образ, концентрированно вбирающий лишь наиболее характерные элементы конкретного цветка. Графически прорисованные золотом тычинки и прожилки веером развернутых лепестков придают рисунку праздничность, нарядность. Так постепенно складывается собственный стиль художницы, ее творческое пристрастие к растительной орнаментовке. В ее почерке изумительно тонкие переходы от темно-синего к светло-голубому. Композиции ее симметричны и спокойно-раскованны. Типичен для ее изделий крупный цветок, от которого идут тонкие стебли с бутонами и заштрихованными, как бы трепещущими от набегающего ветра листьями. Ее излюбленные элементы — пышные травы, легкая спираль щупалец-усиков. Характер росписи весьма тонко согласуется с формой вещи: на декоративных вазах — стилизованные пышные гвоздики, лилии, розы, на посуде для повседневного употребления — скромные полевые цветы…

Т.С. Дунашова. Кружки, 1949

К поиску самостоятельных форм изделий Т. С. Дунашова приступила только в 1972 году, уже накопив бесценный опыт работы с керамикой, имея собственный творческий почерк. Неудивительно, что созданная ею тогда изумительная по красоте и изяществу сахарница до сих пор пользуется исключительной популярностью. Нельзя не сказать: форма сахарницы была характерна для фарфоровых изделий Китая XVII—XVIII веков и для европейского фарфора XVIII—XIX веков. Но Дунашова придала ей чисто гжельские черты. Сегодня на счету художницы целое семейство этого вида изделий. Эталонными стали для начинающих мастеров ее туалетные коробочки с сетчатым орнаментом и прибор для завтрака. Оригинальны и медовница, и тарелка для яиц с солонкой «Курочка», чайный набор «Ларец». Благодаря выверенности линий, плоскостей, переходов, точности соотношения элементов росписи и деталей композиции отдельные изделия и целые наборы, созданные Дунашовой, впечатляют своей строгой законченностью и гармоничностью. И до сих пор гжельские художники расписывают свои изделия по ее давним образцам.

Особенно уверенно чувствует себя Дунашова в поиске формы простых бытовых предметов, которые неизменно становятся фактом искусства.

По-своему пишет художница «гжельскую розу»: в чем-то отступая от Бессарабовой, она придает цветку условно-объемный характер. Меняет она и рисунок гвоздики: теперь это чаще всего полураспустившиеся бутоны, но с явственным ощущением близкого цветения. Этой росписью художница декорировала чайный набор из шести предметов. Выразительны по силуэту выполненные в традиционной форме «репки» — тулово «держится» на кольцевой ножке и увенчано фестончатым ободком, над которым естественно и гармонично с общей композицией выступает крышка-колокол. От этих предметов повседневного обихода веет чем-то истинно русским, глубинно народным.

Однако не только цветок-бутон розы или гвоздики — пристрастие Дунашовой: с неизменной любовью рисует она пейзажи, схожие с лаковой миниатюрой, мелкие орнаментальные композиции, так называемый «ситчик», закрывающий всю поверхность сплошным голубым ковром. Великолепно чувствует художница форму вещи, безошибочно находит тонко отвечающий ей декор и виртуозно его исполняет. Словно любуется она густой, темно-синей сочностью кобальта, контрастом его с белым фоном, подчеркивая этот контраст сплошь закрашенными выступающими деталями — носиками, ручками, хватками. Год от года все более усложняются, утончаются формы ее изделий, все филиграннее становятся их декор и архитектоника — с более сложной профилировкой, рифлением, фигурными краями, резными витиеватыми ручками, навершиями крыш. Уверенно осваивая капризную граненую форму предметов, художница добивается не только четко выраженной их функциональной заданности, но и слаженности, пропорциональности своего, характерного силуэта. Среди многочисленных творений художницы столовый набор «Юбилейный», наборы «Ежевика» и «Волна» для блинов и варенья, а еще вазы, миски, шкатулки, подсвечники… Воистину палитра художницы творит чудеса.