Жукова Светлана Васильевна
Неплюев Виктор Вячеславович ← | Художники | → Денисов Геннадий Васильевич |
Еще четверть века назад некий парапсихолог, один из представителей необычной и редкой профессии, которую официальная наука до нынешних дней не признавала, утверждал: «…человек как бы одновременно является тем, кем мог бы стать по своим врожденным наклонностям и способностям, и тем, кем стал — в зависимости от обстоятельств, сформировавших его как индивида».
Светлана Жукова — яркий пример подтверждения точки зрения, высказанной парапсихологом. Еще в средней школе одни учителя пророчили ей карьеру человека, влюбленного в четкие постулаты и формулы математики и физики. Лучшее свидетельство правомерности этого мнения — победы школьницы на областных олимпиадах. Другие педагоги предрекали девочке карьеру лингвиста. Ее также привлекали тайны строения отдельных слов, их происхождение, правильное произношение.
Но, как оказалось, по-настоящему не пленило девушку ни первое, ни второе…
Как известно, в детстве многие «грешат» особой любовью к карандашу и бумаге. Пожалуй, у каждого из нас всплывают в памяти ребячьи фантазии, выписанные мелками на сером асфальте тротуаров.
Через все это прошла и Светлана Жукова, родившаяся под знаком Девы,— 18 сентября 1965 года. Знак этот, как утверждают астрологи, покровитель людейтворческой натуры. Людей, умеющих упорно преодолевать крутые ступеньки на лестнице карьеры.
Поехала в город Калинин поступать в художественное училище. Решила стать художником-оформителем. Конкурс был немалый: десять человек на одно место. А льготников — пальцев не хватит пересчитать. После первого экзамена ей заявили: «У вас, милая, шансов почти нет!»
Как тут не вспомнить афоризм: «Чем хуже — тем лучше!» Неизвестно, как бы сложилась у нее жизнь, получи она золотую медаль? А тогда ей судьба предложила сделать выбор. Или-или… Бросить все, заново готовиться к экзаменам, пропустив год. Девушка понимала — нельзя мириться с первой же неудачей. Надо шагать дальше, пытаться овладеть ситуацией…
Сильной личности судьба дает возможность испытать себя на прочность. Дает шанс, случай. А тут уж все от тебя зависит. Понял ли ты, что именно это и есть твой случай?!
Узнала Светлана из объявления, что идет прием в Гжельский художественно-промышленный техникум, (ныне переименованный в колледж. Но это не только дань времени, а перевод на новые рельсы всего курса обучения). А когда приехала — экзамены уже перевалили за свой экватор. Другая бы решила: «Значит, не судьба!» Уехала бы не солоно хлебавши. Светлана же пошла на «крайнюю» меру! Показала свои рисунки членам приемной комиссии. Они в один голос: «Эта девушка должна поступить». Так и стала Светлана студенткой.
Шел 1982 год. Миновало десять лет… Вроде бы срок небольшой. Есть люди, умеющие прессовать время. Именно такой оказалась Светлана Жукова.
Когда Светлана вспоминает о тех годах, начале творческого пути, то непременно с особой теплотой в голосе говорит о своем учителе Александре Царегородцеве. «Он очень деликатный, тактичный в общении со всеми. Это не поза, а что-то идущее от чистого сердца. Он нас уважал, делал скидку на наши «закидоны». Учил своеобразно, интересно, не разжевывая: приучал мыслить самостоятельно. Сам того не подозревая, Саша Царегородцев стал для меня компасной стрелкой, вывел меня на дорогу. Я с самого начала приглядывалась к технике его росписи. Я не могла не любоваться его мастерством, его фантазией. И все, что творил он, было отмечено печатью изящества и красоты. Чего греха таить, бывает, у художника не получается изделие. Иной как поступает? Пытается все изъяны росписью обыграть. Царегородцев — никогда. Переделает…»
Пример учителя сказался в дальнейшем на всем, к чему прикасались руки Светланы.
После защиты дипломной работы она сидела на потоке, расписывая «чужие» изделия. Потом пригласили в Турыгино. Потихоньку-полегоньку стала Светлана придумывать что-то свое. И, надо сказать, начало было вполне удачным. Почти все ее изделия принимались к массовому выпуску. Иногда, правда, с доработкой. А дорабатывать особого желания не было. И шло это не от лени. Как она однажды призналась: «Я все вещи делаю для души. О технологии не думаю. Массовка клонит в одну сторону. Не спорю, нужна отработанная технология… Тут и поле деятельности открывается для наших специалистов. Нужны подвижки двух заинтересованных сторон».
Светлана понимала, что выразительность художественного языка нужно искать в работах мастеров старой Гжели, не отбрасывая достижения своих коллег. Ее и сегодня привлекает манера письма Татьяны Хазовой. «У нее нет перегруженности, умело сочетается темное со светлым, присутствует ясный ритм в сплетении узоров, есть четкое разграничение основных мотивов». Когда Жукова пришла на промысел, ее беззаветно покорила какой-то особой лихостью письма, вдохновенным полетом фантазии Екатерина Осташкова, поразила своейдобротой, непринужденностью, искренним лирическим чувством, «детскостью» пластика Г. В. Денисова.
Прошло совсем немного времени, и о работах Светланы Жуковой заговорили в полный голос. Хорошие, добротные, не лишенные полета фантазии. Да и форма изделий, сочность мазка говорили о том, что на промысле появился еще один оригинальный художник, идущий своей неповторимой дорогой…
Светлана удачно продолжала традиции гжельской посуды. Примером этому может послужить чайный набор. Центр композиции — два трактирных чайника, разместившихся одни на другом, вокруг антураж из сахарницы, молочника и чайных пар. В основе набора — горшечная форма. Истоки ее восходят к народному гончарству, к русской керамике XIX века. Нарядно-праздничная роспись неназойливо подчеркивает жанр этих вещей. Узоры росписи явно тяготеют к свободному пространству белого фона, обозначают центр предметов, выделяя тем самым края и структуру деталей чайного набора.
Художница пошла по пути обогащения возможностей фарфора за счет рельефной разработки его поверхности. Эта идея нашла свое воплощение в подарочных изделиях — шкатулках «Рельефная» и «Тематическая». Жукова заставила образно «звучать» по углам изделия рельефы — домики, олицетворение российской деревни. Роспись дополнена сельскими персонажами.
Художница любит усложнять формы своих изделий. Конек ее — пропорции предмета. Это явно проявляется в питьевом наборе «Ажурный». Главное в нем — гармония вертикальных и горизонтальных плоскостей. Оригинальность изделия в значительной степени дополняет выразительная роспись. На гладких плоскостях штофа — сюжетная или пейзажная картина, на боковых ажурных поверхностях — геометрические мотивы. Видимо, не последнюю роль сыграла школьная любовь к точным наукам.
Светлана любит писать на тарелках и сырных досках «деревенские» пейзажи, незатейливые улочки, деревья и травы. Пишет она довольно быстро. С настроением. Предпочитает темный оттенок кобальта. В центре композиции всегда скульптурный декор: он-то и принимаетна себя основную смысловую нагрузку. Узоры художницы — цветочные гирлянды, геометрическая сетка, венки из роз.
Имея за плечами такой багаж, можно было откликнуться на приглашения на участие в выставках. Первая поездка за рубеж — Япония. Японцы тогда пригласили трех ведущих художников Гжели. Но поскольку работают мастера, как правило, семейным дуэтом, решили пригласить три семьи: Симонова и Осташкову, Царегородцева и Подгорную, Неплюева и Жукову. Экспонировались и продавались изделия промысла в одном из лучших магазинов в центре Токио, где представлен фарфор известных мануфактур многих стран мира. «Японцам и гостям выставки было очень интересно. Люди стояли часами, смотрели. Многие приходили не для того, чтобы купить, а увидеть, как художник расписывает изделие»,— вспоминала по возвращении Жукова.
Особой благосклонностью художницы пользуется малая пластика. Светлана с любовью расписывает неплюевских «Дворников», «Фарфористов», «Дровосеков», «Лихих пожарников». В этих ее персонажах чувствуется динамизм жизни, своеобразность характера. Ее задача не только выявить какими-то штрихами пластику, но выразить эволюцию объема, написать лицо и, наконец, «схватить» характер персонажа. Что это — наитие или предощущение истины? Так подходили к росписи скульптуры гжельские мастера XVIII века.
Расписывает Светлана и знаменитые фигурные сосуды своего мужа: квасники «Сказка», «Мастера» и «Музыканты», декоративную вазу «Хозяюшка», а также монументальную декоративную композицию «Гжель». Все они посвящены гжельскому промыслу — его людям и творениям. В скульптурном декоре можно без особого труда увидеть фигурки точильщика, живописца, обнаружить портретное сходство изображений художников-фарфористов Гжели. Роспись Светланы Жуковой в этих изделиях декоративна и лаконична. Она удачно подчеркивает и выгодно дополняет монументальность замысла Виктора Неплюева.
Так день за днем работает в самом сердце старинного российского промысла молодая художница, сказавшая уже свое слово в народном творчестве…